May. 6th, 2015

raisadobkach: (Английский лорд тебе товарищ)
...до сих пор считает, что я в Красноярске. Почему-то его заклинило. Варшаву он гордо проигнорировал, и вот теперь упрямая техника опять мне сообщает, что я нахожусь в Красноярске и погоду показывает - исключительно для Красноярска.
Здесь же, в Вильнюсе, пока насколько тепло, что вчера даже в одной тунике с рукавами 3/4 мне было днем жарко.

Для интересующихся литовских друзей, какой я вчера проделала маршрут: от своего дома на Пилимо по улице Палангос я спустилась в старый город. Оттуда какими-то переулками дошла до большого костела Святого Духа (я это все приблизительно описываю, потому что особенно не смотрела, куда и как иду - заходила в разные переулки и дворы, возвращалась, заходила в разные костелы по дороге), потом через улицу Стиклю и еще какими-то переулками вышла к Университету. В университете с меня пожелали взять деньги за осмотр территории университета и за подъем на колокольню башни костела Святого Иоанна. На башню я поднялась, дворы тоже все осмотрела - но это, конечно, жульничество - потому что вышла я с той стороны, с которой заходила, и там, с другой стороны, не было никакой кассы и если бы я подошла с той стороны, то так же и войти могла бы совершенно бесплатно. В общем, кто-то подал Вильнюсу дурной пример брать деньги за воздух.

После Университета я опять не знаю какими переулками дошла до Президентского дворца, а оттуда - до Кафедрального собора. В Кафедральном соборе я посидела подольше, потому что там играл орган. Оттуда я вышла на Пилес и обедала в уже указанном кабаке. Потом я пошла прямо по Пилес в сторону Острой Брамы. Не доходя до конца, у православной церкви я свернула влево и переулками дошла еще до одного большого белого православного собора - там, где как раз мостик и переход в квартал Ужупис. Туда я решила пока не идти - вместо этого, посидев и в этом соборе, свернула еще раз и дошла до Святой Анны и соседнего с ней костела. Там я тоже посидела и все посмотрела. Потом я поднялась по улице Бернардину - прошла мимо музея Мицкевича и хотела туда пойти, но уже оставалось минут сорок до закрытия, так что я решила, что сорок минут мне мало и я туда приду в другой день, только сфотографировала двор. Там же рядом обнаружился еще большой костел, а в нем - музей церковного искусства. Музей еще работал, но дама на кассе тоже посоветовала мне прийти в другой день, так как они монтировали какую-то выставку и не все залы были открыты. Оттуда я вышла обратно на Пилес и снова пошла в сторону Острой Брамы. Туда я дошла, зайдя по пути в костел Св.Казимира и в еще один православный собор - однако к этому времени я уже так обалдела, что у меня все церкви и костелы спутались в голове, поэтому в самые последние соборы на пути (в собственно Остробрамскую часовню, в Святую Терезу и православный монастырь) я уже не пошла, решив оставить все это на другой день.

Вместо этого я увидела тот самый магазин Джюгас и пошла туда пить кофе. Потом я вышла из старого города и попыталась сориентироваться в общественном транспорте. Но мне хотелось сначала найти какой-нибудь супермаркет и купить еды домой - потому что я решила, что если доеду до своего дома на Пилимо, то уже с места не сдвинусь. Вообще в старом городе мне совершенно не попадалось никаких супермаркетов, только едальни и кофейни. Но один все же был, магазин RIMI - я мимо него прошла по пути к воротам. Поэтому я туда вернулась, накупила еды сразу на несколько дней (чтобы не ходить каждый раз), увидела стоящего возле таксиста и на нем доехала до дома.

К вопросу о местных ценах. Обед в Форто Дварас обошелся мне в 6.45 евро (по текущему курсу примерно 370 рублей): цепелины с творогом и творожным соусом, фирменный местный квас и кофе. По-моему, для кабака в самом центре старого города на бойком проходном месте это довольно дешево - но это, конечно, без мяса и без алкоголя.
Порцию цепелинов я не доела, хотя старалась (девица с опаской поинтересовалась, точно ли все было смачно - пришлось объяснять, что очень вкусно, но очень много) - рядом со мной какие-то русские, явно не знакомые с особенностями местной кухни, пытались заказать сразу салат, суп в хлебе, цепелины и еще что-то на десерт, тут даже официантка не выдержала и сказала им - давайте десерт попозже, а то вы, наверное, столько все же не съедите :))

В супермаркете я заплатила 16 с чем-то евро за примерно такой набор продуктов:
литровый пакет молока
литровый пакет сока
пол-литра питьевого фруктового йогурта
три разных йогурта в стаканчиках
две баночки чистого творога
кусок твердого литовского сыра (кстати, взяла не джюгас, а рокишкио, а тип тоже пармезаноподобный)
маленький мягкий французский сыр, вроде камамбера
упаковка черного литовского хлеба в нарезке, с какими-то семечками (хлеб страшно вкусный)
три больших помидора
пачка черного чая в пакетиках
две сладких слоеных булочки
коробочка с какими-то маленькими мятными шоколадками
вот за этот набор - 16 евро. Даже сложно сообразить, как оно по сравнению с Москвой, потому что в Москве обычно берется другой набор продуктов, здесь-то задача - поесть утром и вечером дома и без готовки. Кажется, в Варшаве было подешевле, но сложно сравнивать злотые и евро и курс без конца плавает.
raisadobkach: (Английский лорд тебе товарищ)
поэтому я спустилась в старый город с другой стороны (естественно, из-за топографического кретинизма сначала пошла в противоположную сторону - заодно обнаружила, что прямо в моем доме есть еврейский музей или какой-то из его филиалов - но не та экспозиция, которая посвящена Холокосту - подумала, что раз уж он прямо в моем доме, то надо постараться в него как-нибудь зайти). Затем по улицам Клайпедос и Вокечю я дошла до старого города, по дороге осмотрев большой костел Святого Николая 18 века (как мне сказали, он недавно открыт) и лютеранский собор. Вообще у меня сегодня явно было знакомство с местными конфессиями (Вильнюс интернациональный): свернув, я прошла на территорию старого базилианского униатского монастыря и там обнаружила старую униатскую церковь, в состоянии "недо-реставрации". На информационном стенде было написано, что службы тут проводятся на украинском языке. В униатском соборе мне понравилось - старый, облезлый, лишенный туристического лоска, он создавал какую-то атмосферу. Я там сидела одна и при мне включили тихую барочную музыку - однако двое служащих в соборе, однако, между собой говорили вовсе не на украинском, а на литовском. Однако проспектик на украинском языке я оттуда похитила (не похитила - честно опустила в ящик для пожертвований 1 евро - поскольку не было указано, сколько именно стоят брошюры) и так узнала, что собор был построен в XVI веке, и вообще-то, если его как следует реставрировать, он будет красивый. Интересно еще другое: напротив этого украинского собора обнаружилась белорусская гимназия с мемориальными досками на белорусском языке в честь каких-то незнакомых мне деятелей белорусской культуры.

Выйдя из базилианского монастыря, я прошла напротив в православный монастырь Святого Духа. Видимо, это популярное у местных и иностранных туристов место - экзотика! - потому что, в отличие от пустынного униатского собора, здесь толклись сразу несколько экскурсионных групп: литовская, немецкая, итальянская и японская. И одна русская бабушка. Так что я еле протиснулась внутрь в собор. Внутри собор очень красивый, интерьер в стиле украинского барокко (или не знаю, как оно правильно в здешних местах называется - я вообще барочную архитектуру не очень люблю, но вот конкретно эта, яркая и сочная, мне нравится) - но как раз шла служба и сфотографировать интерьер не удалось.

Оттуда я зашла в Святую Терезу - с этим костелом у меня с юности особые отношения... собственно... это один из немногих костелов, не закрывавшихся в годы советской власти, так что я еще застала службы здесь в конце 80-х годов, едва ли не впервые именно здесь почувствовала силу молитвы. Собственно, вот когда читаешь про манифестационное движение начала 1860-х годов - так я это манифестационное движение своими глазами наблюдала в другую эпоху, но суть совершенно та же, невероятная захватывающая сила массовой экзальтации. Сегодня Святая Тереза была тиха, темна и пустынна - зато в соседней Остробрамской часовне как раз шла польская служба, и я поднялась туда. Надо сказать, что прихожане именно в Острой Браме - народ специфический, и такое ощущение, что на протяжении тридцати лет этот контингент совершенно не изменился, словно застыл во времени. Это в основном древние польские бабушки в платочках с горящими глазами, которые не говорят ни на каком языке, кроме странного польско-белорусского жаргона - возможно, сами они уверены в том, что говорят именно по-польски, но их язык сильно отличается от классического литературного варшавского языка. Собственно, я очень хорошо понимаю, как такой язык образуется - когда я пытаюсь сделать вид, что умею говорить по-польски, у меня получается примерно то же самое. Но у этих бабок это родной язык. Когда я зашла, они как раз пели что-то пафосное на тему "Бог сохранит свой несчастный народ". Почему-то мне безмерно жалко этих людей, так же жалко, как старых советских бабушек - застывшие во времени, почти всегда с кашей в головах и вредным характером - люди другого мира, экземпляры потерявшейся эпохи. Я помогла спуститься с лестницы такому ископаемому экземпляру - девяностолетней бабуле с палочкой, выслушала речь на тему о том, что молодежь пошла не та, затем спустилась в сувенирный ларек, увидела там дивные открытки с надписью "Остра Брама - место, дорогое сердцу каждого поляка", не удержалась от неприличного смеха - чем явно обидела продавщицу и поспешила оттуда смыться.

Оттуда я прошла в еще один православный собор (кажется, Святой Параскевы Пятницы), там не было службы, потому что удалось сфотографировать внутри очень красивый интерьер в византийском стиле.
Затем я зашла в кофейню "Coffe-inn". Местные пирожные меня не впечатлили, позабавило только, что в кофейне для посетителей разложены в свободном доступе паззлы-головоломки и можно рисовать на бумажных скатертях. За столиком, где я сидела, помимо литовских надписей, было по-русски написано "мама папа ослы".

После этого я пошла встречаться с Ольгой [livejournal.com profile] mareicheva. Мы наконец-то после десятка лет сетевого знакомства развиртуализировались.
raisadobkach: (Английский лорд тебе товарищ)
с Ольгой мы встретились на ступенях Ратуши. Она меня водила по территории Вильнюсского гетто, показала мемориальный план гетто, разные еврейские памятники - в том числе памятник Виленскому Гаону. Затем она мне обещала показать памятник актерам театра в Вильнюсском гетто (о театре она писала, здесь http://mareicheva.livejournal.com/923295.html и здесь http://mareicheva.livejournal.com/923626.html) и мы пошли искать этот памятник, хитро расположенный внутри территории современного кукольного театра, так что пройти на территорию можно только в определенные часы и как выяснилось, только по предварительной договоренности. Однако мужик, узнав, что у нас нет никакой предварительной договоренности, махнул рукой и сказал - да ладно, уж идите. Памятник, как я поняла, поставила какая-то американская еврейская организация. Вообще, по ощущениям, в Вильнюсе не так, как в Варшаве, где для сохранения исторической памяти, в том числе и еврейской, очень многое делает именно государство - а здесь, кажется, этим занимаются больше общественные энтузиасты.

Потом мы нашли еще какой-то красивый костел, про который было сказано, что это старейший костел на территории города, XIV века - но внутрь не попали, было закрыто. Потом мы пошли обедать в кабак на Вокечю. Вот тут попалась официантка - которая, кажется, по-русски не говорила, но при этом меню на русском языке дали. Заказала драники с начинкой из мяса внутри, очень вкусно - но опять очень много.

Потом мы расстались с Ольгой, потому что ей надо было забирать ребенка из школы, а я пошла опять в старый город куда глаза глядят - собиралась опять дойти до музея Мицкевича, но опять до него не дошла, потому что полил проливной дождь, и я спаслась в литовской картинной галерее (тоже музей). Здесь представлена местная живопись с XVI по начало ХХ века. Местная жанровая живопись меня не впечатлила, за исключением одной картины, явно сделавшей мне день: "Ангел благословляет посохом странника повстанца 1831 года" (ангел был слегка кривой, повстанец тоже). Я так впечатлилась этой картинкой, что украдкой ее - единственную в музее - сфотографировала, хотя вообще фотографировать не разрешалось. Зато с большим удовольствием посмотрела портретные галереи: темные, загадочные лица ушедших всевластных хозяев местной жизни - Сапеги, Радзивиллы, Вишневецкие. К счастью, ни один из них не был в костюме в цветочек. Ну и, конечно, портреты девятнадцатого века, тут уж я по полчаса разглядывала каждый портрет, так что даже вызвала вопрос у любопытствующих смотрительниц: мол, вы же из России (я сразу это сказала), вы тут, наверное, никого из этих деятелей не знаете, чего вы их так долго разглядываете? В ответ я восторженно сообщила, что сама могу им рассказать о половине из этих людей больше, чем они сами знают: Адам Чарторыйский, Адам Киркор, братья Тышкевичи, Сырокомля-Кондратович, Барщевский, Монюшко, тю... да я тут поэмы могла бы рассказывать. Они мне проспектик музея вручили и велели еще приезжать.

Вышла на улицу - а там дождь уже не просто льет, а ЛЬЕТ. Спаслась ненадолго опять в кофейне, точнее, в шоколадном магазине. Мне нравится литовская практика продавать поштучно конфеты ручной работы, если хочется себя побаловать и не есть слишком много сладкого, то можно не покупать целый кусок торта, а выбрать одну-две конфетки, они все разные. Потом я там же купила коробку таких конфет ручной работы в подарок домой. От дождя это, однако, не спасло, я добежала до кафедрального собора и возле него поймала такси.
Тут впервые столкнулась с попытками таксистов обуть туриста. Водитель объявил, что у них минимальный тариф семь евро (вчера я до дома доехала за три вообще-то) и что вообще сейчас пробки из-за дождя - и, конечно, если меня что-то не устраивает, то я могу выйти и поймать другое такси. Или дойти по ливню домой пешком (собственно, пешком было минут пятнадцать - но я уже была мокрая насквозь). Я проворчала на тему о том, что они нарочно обманывают туристов.
- А я откуда же знаю, что вы турист?
- Ну видно же, раз я по-русски говорю!
- А откуда же видно, если здесь и так пол-города по-русски говорит?
- Ну, с фотоаппаратом хожу... а почему же целых пол-города?
- Ну, я тут всю жизнь живу, уж я знаю. Половина города русскоязычных, и я тоже русскоязычный.
- Да не, никак не половина города. По статистики процентов двадцать, может быть.
- Да это все их статистика, литовская. Они все врут. А уж я-то знаю.
Далее мужик успел мне по дороге рассказать, что он родом из Белоруссии, приехал сюда после восьми классов школы и вот так всю жизнь и живет (мужик под шестьдесят), в Белоруссии у него осталась родная сестра с семьей, а в Москве есть тоже какая-то родня. Что президент в Литве плохой, что все на самом деле голосовали против вступления страны в Евросоюз и НАТО, но результаты подделали, что заработка нет и "на вас, туристах, черта с два что-нибудь заработаешь - вы же крутитесь только в центре города, нет чтобы куда-нибудь подальше поехать", что в Белоруссии жизнь еще хуже и вообще - вот так вся жизнь зря прошла, вроде и не пил и был мужик как все, а толку никакого.
На этом мы и порешили - в общем, я даже не сильно обиделась, когда он в итоге содрал с меня шесть евро за поездку, которая стоила максимум четыре - в конце концов занимательная беседа тоже стоит денег.

Profile

raisadobkach: (Default)
raisadobkach

2025

S M T W T F S

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 07:27 am
Powered by Dreamwidth Studios