raisadobkach: (непортрет)
[personal profile] raisadobkach
Отец очень сердился, что я покупаю много книг. "Зачем ты покупаешь то, что есть у нас в Ухтомке?" - говорил он. - "Но ведь это ваши книги!" - "Ну зачем они нам? Они твои тоже!"
Мои так мои. Я сказала, что приду и заберу то, что мне понравится. Отец, интеллигентнейший человек, в детстве и юности приучавший меня к серьезному чтению, давно уже не читает ничего, кроме детективов средней руки. Мать еще иногда читает русскую классику - Бунина, Куприна.
Полдня я рылась в старом книжном шкафу под молчаливым сопровождением тоскливых взглядов родителей. Вот они, любимые книги юности - Платонов, Трифонов, Леонид Андреев... военные повести Василя Быкова и Бориса Васильева. Достоевский. Вересаев. "Прерванная дружба" Войнич - я давно хотела ее перечитать. "Глоток свободы" Окуджавы в серии "Пламенные революционеры" - с теми самыми комментариями полустертым карандашом на полях... Изрядно подранный Ильф и Петров. Лучшие книги детства - Кассиль, Бруштейн, Пантелеев. И еще, и еще, и еще... родители с такой тоской провожали глазами эти книги, которые они никогда уже не будут читать... так смотрели на меня - как на отрезанный ломоть. Как будто, опустошив их книжный шкаф, я уже никогда не вернусь больше в этот дом, в эту квартиру. Складывая книги в стопки, я ощущала себя убийцей. Отец дрожащими руками ставил на освободившиеся места на полках томики из серии "Остросюжетный детектив".
"Но ты ведь не сможешь унести все сразу?" - с надеждой спросили меня. Мне было ужасно стыдно. Хотелось бросить все, и бежать. В двух мешках я утащила половину отложенного.
Зато теперь я обеспечена чтением на несколько месяцев вперед. Вот только все чаще ловлю себя на мысли о том, что у меня тоже не хватает сил на сколько-нибудь серьезное чтение. Может, отдать книги обратно? Не возьмут...

Date: 2005-02-23 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
А подари им что-нить из хорошей литературы, чего у них не было.

Date: 2005-02-23 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Отцу имеет смысл дарить только детективы, а я в них, окромя Агаты Кристи, не разбираюсь. А матери я иногда дарю книги. Но у нас с ней настолько разные вкусы, что я обычно промахиваюсь, разве что она сама попросит что-то конкретное.

Date: 2005-02-23 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] pashap.livejournal.com
Существуют детективы Стаута (Ниро Вульф и Арчи Гудвин) и Гарднера (Перри Мейсон и Делла Стрит) - они все хорошие. Подари по книжке того и другого и посмотри на реакцию :)

Date: 2005-02-23 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Да, подтверждаю про Стаута!! Обожаю! Гарднер _не мое_, но качественно - несомненно.

Еще - Еще почти все из Дика Френсиса. Лучшее - Whip Hand, The Edge, Dead Cert ("Фаворит", еще в СССР издавался). Названия по-русски первых двух просто не знаю, первое значит "Рука для баланса" (буквально - "рука с хлыстом"), а второе что-то типа "превосходства", тяжело перевести. Пожалуй, единственное, что не порекомендую - это Odds Against ("Ставка на проигрыш").

А,еше Эллис Питерс, серия про брата Кадфаэля. Лет 10 назад была издана в России в красивом формате. Добротное развлечение.

Date: 2005-02-23 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
А, еще из Френсиса самое последнее его "Штрафной вес - 10 фунтов" тоже не рекомендую, вконец там исписался. Но остальное - качественно, добротно, захватывает, интересно, познавательно.

Date: 2005-02-23 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] katherine-kinn.livejournal.com
Whip Hand - "Твердая рука" в переводе (редактору - пистона!). The Edge - "На грани".
Еще очень приколен "Предварительный заезд", в котором герой едет в Москву накануне Олимпиады :-) кстати, клюквы практически нет.
И детективно-романтическую серию Мэри Стюарт - "Терновая усадьба", например.

Date: 2005-02-25 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Интересно, а как в "На грани" переводят три отсылки к названию?
1. Обсуждая заявленных на скачку лошадей, про одну говорят, что "it has the edge".
2. Обсуждая главного героя, двое других сходятся на том, что в "состязании" с преступником, у него был "the edge"
3. Еще раз вспоминается та лошадь, про кою было заявлено, что у нее "the edge" по отношению к остальным.

Это, можно сказать, "красной нитью" там проходит.

А "твердая рука"... а как еще можно перевести, она ж, в общем, и впрямь твердая у него. :)

Date: 2005-02-28 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Тьфу ты. Поправка. Оказывается, Odds Against перевели как "Игра без козырей", а "Ставка на проигрыш" - другая вещь, вполне себе хорошая, хотя не из его лучших.

http://lib.aldebaran.ru/author/fryensis_dik/

Вот тут Фрэнсиса много.

Date: 2005-02-23 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] aldamar.livejournal.com
Согласен! Стаут - это наше все! Только читать его надо на сытый желудок - ТАМ ТАКИЕ ОПИСАНИЯ БЛЮД! :)))

Date: 2005-02-23 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lubelia.livejournal.com
Раис, Уш подрастет - будет читать:)

Date: 2005-02-23 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sciuro.livejournal.com
Раиса, а почему бы не отнести их обратно, правда? Через пару недель, мол, это я перечитывать не буду, то - тоже, а вон те - уже?

Я, уезжая, оставила все книги у родителей/бабушек/дедушек, хотя мне тут совсем без многих книг тошно, и достать их просто негде. У меня рука не поднялась.

Бруштейн, Пантелеев...
Н-да. Мошкову слава, в общем. Но на полях там ничего не остается...

Date: 2005-02-23 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] gleza.livejournal.com
Да, сочувствую...
Хотя никогда не понимала (и не пойму, наверное, уже никогда) как это вообще возможно - уйти из родного дома, от родных книг, от родителей...
Всю жизнь живу с мамой. Двух мужей в этот дом привела...Сына родила. Прибавляла свое к домашней библиотеке. В середине 80-х выкинула собрание сочинений Маркса и Энгельса, а также Ленина. Потому что книг в доме столько, что они уже почти вытеснили людей. Они везде: на подоконниках, столах, на полках, сложенные в кучки и пачки, в коридоре, на кухне, в ванной...
Иногда это напоминает мне кабинет Человека-Овцы. Особенно когда сын расбрасывает по полу свои старые рисунки. Они лежат под столом - пять пакетов, битком-набитых бумажками. Выкинуть рука не поднимается. А подросший ребенок, аремя от времени с азартом пинает один из пакетов и содержимое его рассыпается по полу...
Конечно, грустно, когда подросшие дети уходят из дома. Я думаю, что это происходит из-за того, что у нас очень тесные квартиры, неприспособленные для жизни нескольких поколений одной семьи. А ведь как это классно, когда все живут вместе!

Date: 2005-02-23 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Нет, не из-за тесноты квартир. В Америке все живут раздельно, только если приступил финансовый кризис, то взрослые дети возвращаются к родителям. В Ирландии поколения вместе живут только на потомственных фермах.

Личные предпочтения у каждого свои, но насколько я вижу, на Западе живут раздельно, за исключением тех же потомственных ферм, а еще мультимиллионеры типа "старые деньги" так могут жить в "родовых гнездах". А средний класс - раздельно практически весь. Что, конечно, не отменяет единичных исключений.

Date: 2005-02-23 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Да, и еще. Я люблю свою маму, но жить с ней и мужем под одной крышей - увольте. И дело вовсе не в "проблеме тещи". Я съехала, как только появилась возможность. Вздохнули с облегчением мы обе.

Date: 2005-02-23 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] katherine-kinn.livejournal.com
Да, твоя мама классная, но ее можно на Пентагон без огневой поддержки сбрасывать :-)

Date: 2005-02-23 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] gleza.livejournal.com
А как же русские дворянские семьи в 19-м веке? Там под одной крышей жили 2-3 поколения, родственники, знакомые, гости, слуги... В больших домах (а иногда теснились и в маленьких домишках), но всегда существовали "со чады и домочадцы"... Кстати, последнее слово, как я недавно узнала, как раз означало слуг...
Одиночество (а именно к этому приводит разделение поколений) считалось исключением и было крайне редким... Старики умирали в своих постелях, окруженные многочисленным семейством... И это было не так уж плохо... Гораздо лучше, чем подыхать на больничной койке, как умирает сейчас большинство стариков...
Раиса, я знаю, вы не любите идеализировать дореволюционную Россию, я ее и не идеализирую, но хочу обратить внимание на то, что в те времена среди образованных людей как-то уживались друг с другом и свекровь с невесткой, и теща с тестем... Разделение поколений было характерно для крестьянства, для низшего сословия... Люди просвещенные умели находить друг с другом общий язык и сглаживать конфликты. Да и большие дома этому способствовали. Когда можно уйти в свою комнату и закрыть дверь - никто не будет мечтать об отдельной квартире...

Date: 2005-02-25 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Я ж написала, "старые деньги в родовых гнездах" так иногда и живут.

"Одиночество (а именно к этому приводит разделение поколений) считалось исключением и было крайне редким... Старики умирали в своих постелях, окруженные многочисленным семейством... И это было не так уж плохо..."

"мать моя была бойкая старушка 45 лет". Подобными указателями на истинный возраст стариков полна русская литература 19 века. Неспроста в русских сказках молодые дети всегда у стариков. Разделяться не было смысла - наследники получали дом во цвете лет. Еще у Эйзенштейна в "Александре Невском" обратите внимание на мать, встречающую молодого героя в конце фильма - старуха. А ему максимум 20.

Date: 2005-02-24 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
У нас книги тоже размножаются в геометрической прогрессии. Прошлой весной друзья мне подарили две книжные полки - но они уже забиты под завязку, и теперь я прикидываю, куда бы повесить еще. Вот только, к счастью, собраний сочинений Маркса, Энгельса и Ленина у нас никогда не было :)
А насчет классности жизни вместе - мы живем относительно рядом, в двадцати минутах ходьбы друг от друга. Но не вместе. Я люблю своих родителей, но жить с ними не могу совершенно. Хотя, конечно, родители стареют и если они станут беспомощны, то вопрос о том, чтобы съехаться, снова встанет.
В девятнадцатом веке тоже далеко не все жили вместе с родителями, и не все конфликты сглаживались в образованном обществе :) Вот, например, в известной вам семье конфликт с мачехой так и не был улажен :)

Profile

raisadobkach: (Default)
raisadobkach

2025

S M T W T F S

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 31st, 2025 02:14 am
Powered by Dreamwidth Studios