raisadobkach: (Английский лорд тебе товарищ)
[personal profile] raisadobkach
 (продолжаю размышлять про всякое).
 
Или об осмысленности и неосмысленности сопротивления в каждом конкретном случае.
 
Задают, например, вопрос: а какие цели ставила Германия в отношении Франции в годы войны? Вот если например полное уничтожение французского народа - тогда, конечно, нужно сопротивляться любой ценой, потому что хуже уже не будет.
Но дело в том, что нацисты, конечно, не ставили целью поголовное уничтожение французского народа. Более того, даже цели поголовного уничтожения русского (польского, других славянских) народа они не ставили - это скорее издержки старой советской пропаганды. Целиком они планировали только евреев уничтожить - и то к этому решению пришли не сразу. Попросту жизнь француза ценилась гораздо ниже, чем жизнь немца. Жизнь русского или поляка - это еще разы ниже. А жизнь еврея не стоила практически ничего вообще (на восточных территориях почти с самого начала, а потом и на западных). Но парадокс в том, что при этом для фактически любой территории, от самых страшных до "почти мирных" ("ну подумаешь, полмиллиона человек" - как любят у нас часто оценивать) - это немножко похоже на рулетку с неопределенными шансами. Даже на самых "проблемных" территориях у рядового обывателя (если он не еврей и не активный участник Сопротивления) все-таки гораздо больше шансов пережить войну, чем не пережить (вероятность сильно больше 50%). И даже на самых спокойных территориях есть ненулевой шанс попасть под раздачу. Причем это мы сегодня владеем хоть какой-то кривенькой статистикой и можем оценить эти шансы в разное время для разных групп на разных территориях (тот самый процент погибших, например). А человек, живущих внутри ситуации, он эти шансы вот так вот в процентах оценить не может и таких подсчетов не ведет. Более того, мы понимаем, что если например где-то жертвы гражданского населения составили 1%, то резонанс шокового влияния на общество - гораздо выше одного процента. Потому что у любого погибшего есть семья, соседи, друзья, коллеги и они оказываются эмоционально вовлеченными в потерю. И это эмоциональное вовлечение в свою очередь может вызывать у окружающих разные эмоциональные последствия - либо страх (и соответственно желание сидеть как можно тише, затаиться и не двигаться), либо протест (и соответственно желание взять дубинку или что-нибудь такое в руки).
 
С другой стороны нужно, мне кажется, учитывать еще один момент. Пресловутая цена человеческой жизни была разная в разных странах. Это отношение, сформированное предшествующей историей. Например, на территориях СССР после всех войн, революций, гражданской войны, красного и белого террора, репрессий, массового голода - после всего этого цена человеческой жизни в принципе резко ухнула вниз. Несколько миллионов погибших - это такая почти естественная норма жизни, которая за какой-то гранью уже не воспринимается, как трагедия. Вот если мы возьмем (на противоположном конце провода) какую-нибудь Данию и посмотрим: статистика нам говорит, что в Дании погибло по разным оценкам от 1000 до 2000 мирных жителей, а всего - 0.08% (Это самое маленькое число и процент в оккупированной Европе). В том числе (читаю данные во французской википедии): "629 гражданских жертв репрессий нацистов и 427 человек, убитых в ходе военных действий" (а вот участники сопротивления здесь идут как военные потери: "797 участников сопротивления"). Так вот, для мирной Дании, в которой уже пару веков не было крупных войн и серьезных социальных потрясений (или были? я не слишком разбираюсь в истории Дании, но навскидку ничего такого не припоминается), эта тысяча погибших была наверное абсолютным шоком и трагедией чудовищных масштабов. Они никогда, со времен седого Средневековья, не видели подобного варварства, их историческая память не вмещает 629 расстрелянных гражданских жителей (уж наверняка у них эти люди известны поименно и точно посчитаны, а не "миллион туда - миллион сюда"). В этом смысле вот Франция, наверное... занимает такое промежуточное положение. Что такое человеческая жизнь во Франции, которая на протяжении полутора веков пережила четыре революции, красный террор, белый террор, тяжелые кровавые войны на своей территории - и, учитывая радикализм местных деятелей (причем зачастую и "слева" и "справа"), в общем, надо признать, что в этих краях не очень-то считались с человеческой жизнью. Зачастую идеалы и принципы были важнее. И вот в этих условиях для них примерно полмиллиона погибших во Второй мировой (при том, что в Первую мировую у них погибло больше!) - это как? Как это воспринимает для себя рядовой обыватель - "ужас, какие потери" или "подумаешь, бывало и хуже"? Вспоминая частные разговоры с разными людьми, я бы сказала, что скорее первое - "незабудемнепростим" и пепел Орадура стучит в их сердце. Но насколько это следствие так сказать "государственной пропаганды", а насколько реальная историческая память "изнутри" (а мы знаем, что это не всегда совпадает) - очень сложно сказать.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

raisadobkach: (Default)
raisadobkach

2025

S M T W T F S

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 10:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios