raisadobkach: (девятнадцатый век 2)
[personal profile] raisadobkach
...просто любопытная статья, отрывки из которой я давно собиралась выложить. Итак, Ноябрьское восстание.

"Восстание застало в Царстве Польском... не особенно многочисленную, но влиятельную группу европейски образованных евреев. Проникнутые польским патриотическим энтузиазмом, они увлекли за собой и других. Группа евреев обратилась к правительству Польши с просьбой организовать из еврейских добровольцев полк, в уверенности, что пример молодежи увлечет за собой многих. Первоначально им было отказано, но после обращения группы влиятельных варшавских евреев разрешение было получено. В петиции к временному правительству указывалось на необходимость дарования еврейскому населению равноправия и выражалось желание "не только имуществом, но и лично служить общественному делу". Авторы петиции подчеркивали, что отклонение ходатайства "наполнило бы их горечью, а край лишило бы той помощи, которую, несомненно, могут принести их искренние намерения".
Сын национального героя Польши Берека Иоселевича (участника восстания Костюшки в 1794, впоследствии генерала), Иосиф (Юзеф) Берков принялся организовывать еврейский отряд. В это же время сам он с сыном Леоном вступил в польскую армию и был назначен эскадронным командиром. Следя примеру своему отца, Иосиф Берков выпустил прокламацию к польским евреям, призывая их образовать кавалерийский полк и защищать отчизну по примеру Маккавеев.
Идея об особом еврейском отряде в итоге не осуществилась, но почти во всех полках и отрядах служили евреи-добровольцы. Стоявший во главе Национальной гвардии горячий патриот А.Островский добился разрешения евреям вступать в гвардию при условии не носить бороды и исполнить все требования наравне с другими. Так как ортодоксальные евреи не решались брить бороды, то Островский учредил особый отряд еврейской городской гвардии в 850 человек, в который принимались бородатые евреи-волонтеры. Наряду с национальной гвардией была организована "стража безопасности", исполнявшая вспомогательные функции при армии. В "стражу безопасности вступило немало евреев, главным образом, представителей более бедных слоев городского населения - ремесленников, мелких торговцев и др.
... Существовала еще одна группа евреев, которая была выслана в Сибирь - это евреи-контрабандисты, снабжавшие восставших оружием".

Далее в статье рассказывается про историю семьи Новомейских, высланных в 1831 году в Баргузин в Восточной Сибири. "Путь из Москвы в Баргузин - шесть тысяч километров - ссыльные проделали пешком. Каждые 20-25 км этап загоняли в пересыльную тюрьму или крепость, и длился этот поход почти четыре года" (что-то очень долго - обычно пеший этап до Сибири длился полтора-два года, если без каких-либо специальных задержек - РД). "Тех участников польского восстания, кому посчастливилось добраться до Баргузина живыми, ожидала далеко не легкая жизнь. Первые деньги на новом месте Хайкель Новомейский заработал тем, что выкопал подполье в доме декабриста Михаила Кюхельбекера. Позже там же был на поселении после каторги в Петровском заводе его брат Вильгельм Кюхельбекер - лицейский друг Пушкина" (здесь в статье ошибка, так как Вильгельм Кюхельбекер не был в Петровском заводе: на самом деле он провел 9 лет в одиночной заключении в различных крепостях, и только после этого был отправлен на поселение. Михаил Кюхельбекер, осужденный по 5 разряду, вышел на поселение в 1831 году - РД)

"Постепенно материальное положение семьи Новомейских упрочилось - трудами и заботами бабки, которая быстро сообразила, что лучший источник дохода - это вывоз рыбы"

(вот здесь изложена похожая версия истории этой семьи: http://j-roots.info/forum/viewtopic.php?f=20&t=146

"Хайкель и его жена, Агарь, в первые годы своей баргузинской жизни не могли выбиться из нужды. Муж инициативой не обладал и был погружен в изучение священных книг. Дети его любили за бесконечные истории, которые он рассказывал о жизни в Польше, о польских магнатах, и в о собенности о графе Потоцком.
Все тяготы жизни в Баргузине легли на плечи Агарь. Она была и кормильцем, и опорой семьи. Но время шло, и материальное положение семьи упрочилось. Агарь очень скоро сообразила, что нет тут лучшего источника дохода, чем вывоз рыбы. Байкал и река Баргузин изобиловали рыбой; Агарь вошла в компанию с одним из крестьян, который возил мороженую рыбу за Байкал, в большие села Иркутской губернии, богатые хлебом, и выменивал там ее на муку, в которой обычно нуждался Баргузинский уезд. Торговля рыбой давала ей средства не только на прокорм семьи, но и на то, чтобы пригласить к сыну учителя. На новом месте в семье родилось двое детей: сын - Абрам и дочь - Ципа.
Абрам унаследовал от матери ее энергию и расторопность и уже в пятнадцать лет сделался ее правой рукой и помощником. Через некоторое время они купили лошадь, сбрую, телегу и сани, дополнив зимний промысел матери подвозом провианта и снаряжения на открывшиеся тогда новые рудники. Агарь умерла в 1876 году и главой семьи стал двадцатитрехлетний Абрам Хайкелевич".

Абрам, сын Хайкеля, со временем взялся за горное дело, сначала на арендуемом участке, а потом на скупленных приисках, став крупных золотопромышленником. Он мечтал, чтобы его старший сын Моше стал горным инженером, поэтому после окончания Иркутского технического училища Моше в свою очередь выехал на учебу в Рудную академию в Германии. Однако детство, проведенное в "ссыльных местах", где десятилетиями обретались поколения ссыльных революционеров, повлияли на мировоззрение Моше Новомейского: в 1905 году он примкнул к партии эсеров (другие братья и сестры тоже оказались - кто в эсерах, кто в большевиках). Однако, вероятно, недолгое пребывание в Петропавловской крепости в годы революции отрезвило Моше, и в дальнейшем он решил плотно заняться бизнесом, в частности, строительством химических заводов. Еще задолго до революции Моше впервые заинтересовался химическим потенциалом Мертвого моря, а в 1911 году провел первые исследования его вод и снова вернулся в Россию.

Гражданская война разделила семью на две части: Моше с матерью и двумя сестрами в 1920 году выехал в Израиль, а часть сестр и братьев выехали из Баргузина, но остались в Советской России. В Израиле Моше принялся за осуществление своего плана разработки природных богатств Мертвого моря. Он обратился в британскую администрацию с просьбой выдать ему концессию, которая была получена после восьми лет борьбы с британскими мандатными властями. На Мертвом море было построено два завода. Уже в 1947 году комбинат на Мертвом море занял второе место в мире по выпуску поташа и брома. В 1952 году заводы, построенные М.Новомейским, вошли в состав новой компании "Предприятия Мертвого моря", большинство акций которой принадлежит государству Израиль. Умер М.Новомейский - внук ссыльного 1831 года - в 1961 году в Париже, а прах его покоится на кладбище в Тель-Авиве недалеко от могилы матери

(Цит.по: С.С.Кузнецкий (Красноярск). Евреи - участники польского восстания 1830-1831 гг. в Сибирской ссылке // В сб. "Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке", вып.9. Красноярск-Барнаул, 2005. Автор указывает про себя, что он тоже из семьи потомков ссыльных 1830 года).

Date: 2014-11-03 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] dinni.livejournal.com
Интересно. Местами очень характерно.

Date: 2014-11-03 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
я надеюсь, что этот самый Богуслав нам в январе расскажет еще что-нибудь интересное в таком духе :)

Date: 2014-11-03 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Спасибо. Интересно.

Date: 2014-11-03 09:15 pm (UTC)
indraja: (Default)
From: [personal profile] indraja
Старались люди и достигли не мало - хорошая история.

Profile

raisadobkach: (Default)
raisadobkach

2025

S M T W T F S

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 07:02 am
Powered by Dreamwidth Studios