raisadobkach: (Девятнадцатый век)
[personal profile] raisadobkach
... образца двадцатых годов девятнадцатого века.
Как известно, русский литературный язык и современная русская орфография в те годы только-только зарождались. Поэтому многие писали, как Бог на душу положит. Некоторые участники тайных обществ пишут безграмотно потому, что "более привыкли к французскому языку, нежели к русскому". Другие же пишут безграмотно потому, что вообще, по-видимому, к писанию не слишком сильно приучены :)

Вот, например, дивный кадр - Пензенского пехотного полка и член Общества Соединенных Славян капитан Тютчев (но между прочим, ранее даже служил в гвардии - в Семеновском полку - откуда и происходит его знакомство с Сергеем Муравьевым и Бестужевым-Рюминым и последующее соединение Южного и Славянского обществ). На протяжении примерно сорока листов капитан Тютчев дает письменные показания - а Следственный комитет (бедный Следственный комитет!) это читает.

Сюжет классический - те самые печально знаменитые крестики и нолики. Поясняю: речь идет о том, что Бестужев-Рюмин спрашивает у только что присоединенных членов Общества Соединенных Славян, кто из них готов пожертвовать собой и решиться на убиение Государя и "решительных заговорщиков" отмечает крестиками. Триллер, собственно, состоит в том: сами ли Славяне вызывались на решительный подвиг, или Бестужев отметил их в списке крестиками за их спиной безо всякого их ведома и согласия?
Но понять что-либо, кто, кого, когда и на самом деле отметил - сложновато, потому что, во-первых, указанных оных Славян много - и все прыгают, машут руками и несут что-то маловразумительное. А во-вторых, многие из несостоявшихся цареубийц заодно пишут вот так - орфография подлинника полностью сохранена...

Падпаручикъ бестужавъ рюминъ пакажаваитъ Что онъ Меня атъ Метилъ въ Списки въ Число загаворщикавъ патаму Что онъ Самъ Слышалъ агатовнасти маей насие преступная претъ принятия.
Яже абесняюсъ учерезденаму Височайшаму Камитету что я невызывался напакушениия пакоинава Гасударя. Ачто спиридавъ Какъ мне такъ и Громницкаму абяевилъ паприезде ево атъ бестужава Что онъ Насъ назначилъ въ Число загаворщикавъ, ежили я бы вызывался напакушения пакойнава Гасударя въ Сабрани то маеръ Спиридавъ зналъ бы абонамъ, патаму Что онъ нахадился въ Сабрани и мнебы абонамъ абевлятъ ненужнабы была. Что я естъ загаворщикъ. Сие мне Служытъ въ даказатилства Что я невыжывался а Что Самъ бестужавъ пасваему праизволу назначилъ въ загаворщики. Клятву Давалъ я папримеру другихъ въ дастижении цели вастанавитъ Конституцаю ане въ преступнамъ намеринии ежали бестужавъ такъ палажытилна утверждаитъ Что я самъ выживался на преступная пакушения въ Сабрании уандриевичя и клятва была взята въ томъ намерини то я асноваваюсъ напакажания прочихъ Членавъ каторыя такъ же нахадились въ сабрани а бестужаву ни даю никакой веры патаму что онъ насъ кругомъ абманулъ и завелъ насъ вечнаю пагибилъ. Къ сему пункту руку прилажылъ. Капитанъ Тютчивъ.



На всякий случай (а то вдруг кто не догадается) - "уандриевичя" - следует читать "У Андреевича", то есть на собрании в шатре у члена общества Соединенных Славян Якова Андреевича

Date: 2014-01-28 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] odna-zmeia.livejournal.com
Мне себя жалко. Остро. Потому что прочла подряд раза три, не уверена, что все поняла.
Это лучше бы в подлиннике, т.е. даже не с книги, а с дела, может быть, так мозг достроит до нормального русского.:(
Придется ведь читать.:)
По сути - у него дислексия, похоже, потому что так не пишет больше никто.

Date: 2014-01-28 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Ох не надо с дела, потому что я подозреваю, что там еще и почерк :))
Я тоже подумала, что это уже дислексия, во всяком случае какой-то диагноз. И да - нам, бедным следователям, придется это прочесть :))

Date: 2014-01-28 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
Прошу прощения за невежество, а в каком он родстве с великим поэтом? У которого, впрочем, тоже с языком нечто, но не настолько.

Date: 2014-01-28 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] odna-zmeia.livejournal.com
А, это у меня уже, видимо, профдеформация, у меня на рукописи, видимо, больший допуск.
Честно говоря, я даже испугалась - что настолько ничего не понимаю.

Date: 2014-01-28 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] odna-zmeia.livejournal.com
Не знаю даже, в родстве ли, разве что в очень дальнем. Надо бы глянуть, кстати.

Date: 2014-01-28 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
По-моему они двоюродные братья, но точно не скажу, надо где-то поискать подробнее

Date: 2014-01-28 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Оба из Брянского уезда Орловской губернии. В родстве они, я где-то читала - то ли двоюродные, то ли троюродные братья.

Date: 2014-01-28 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] uvanimo-bark.livejournal.com
Теперь понятно, почему проснулся Герцен:)

Date: 2014-01-28 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
Дисграфия. Как мама дисграфика говорю.
Кстати, видимо, поэтому понимаю - все :)))

Date: 2014-01-28 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
Так оба же Ивановичи, могло такое быть?
Хотя я знаю семью, в которой две Серафимы с разницей в три года...

Date: 2014-01-28 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Написано: отец брянский помещик капитан Иван Иванович Тютчев, мать - Мария Алексеевна Мачихина, за отцом 328 душ, заложенных в Опекунском совете и более 60 тысяч рублей долга :))

Date: 2014-01-28 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
Тоже хорошо :) Заложил в Опекунском совете - это то, зачем Чичиков мертвые души скупал, да? Кажется, это единственное, зачем они могли быть нужны.

Date: 2014-01-28 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] katherine-kinn.livejournal.com
Современный олбанский отдыхает. Там еще небось яти и фиты были?

Date: 2014-01-28 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Фиты не замечены, а яти да, в тексте есть - я просто их набрать не смогла.

Date: 2014-01-28 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kemenkiri.livejournal.com
По-моему, все же более дальние. Потому что РГ-фонд, сайт неполный, но здравый на голову, выводит их в каких-то совершенно разных ветках Тютчевых, которые у меня пока вообще не соединились...

Date: 2014-01-28 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] odna-zmeia.livejournal.com
Нет, не совсем так. Они заложили живые души, ну как квартиру в банке заложили.:) Кстати, 328 душ в Орловской губернии - это изначально очень неплохо, лихо они имение протратили.

Date: 2014-01-28 10:02 pm (UTC)
indraja: (Valė iš Silio)
From: [personal profile] indraja
Слышала, что у вас теперь какая-то фонетическая методика - то вот тут у него же всё нормально, просто да, фонетическая транскрипция :)

Date: 2014-01-29 12:30 am (UTC)
From: [identity profile] kemenkiri.livejournal.com
Залодить 300 с хвостиком душ - это еще куда ни шло... Но вот где и как он народил 60 тысяч долга??? Умели жить люди!

Date: 2014-01-29 01:49 am (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
ну да, что слышу, о том и пою :))
ты-то понимаешь, что написано?
потому что я, скажем, когда французы начинают безграмотно писать на родном языке, перестаю их понимать, у меня зрительная память и в голове сидит зрительный образ слова и "фонетическое написание" я зрительно не воспринимаю.

Date: 2014-01-29 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] falathil.livejournal.com
И сорок листов вот такого?:)
Я бы на месте Следственного комитета, наверное, поскорее бы оправдала капитана Тютчева, только чтоб отвязаться от его объяснений:)

Date: 2014-01-29 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] el-perro.livejournal.com
Я это прочла, правда, со второго раза!
И даже поняла, о чем он пишет.
Чувствую себя если и не героем, то кем-то к тому близким.

Date: 2014-01-29 06:38 am (UTC)
indraja: (Default)
From: [personal profile] indraja
По привычному контуру воспринимать проще, но тут я просто мысленно прочла вслух (когда дошло, по какому тут принципу :) ).

Date: 2014-01-29 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] lubelia.livejournal.com
А я нормально читаю, да. Фонетическая транскрипция же! Хотя тоже не всегда - иногда в "Собрани" иногда "в Собрании". Еще интересно "навыживался" и "напакажания" - это ошибка или он так произносит?:)
Но в общем, думаю, на игре троллить таким следственный комитет не надо, достаточно просто попытаться воспроизвести саму стилистику:)
(А еще - они все-таки живут не в стане со всеобщей грамотностью, а именно что в стране, где большинство грамотных - грамотны именно вот настолько, что пишут именно так. Есть довольно узкий слой литераторов\чиновников, которые умеют это хорошо, а большинство - в том числе и официальных актов, именно таковы, если не в отношении орфографии, то стилистики уж точно. Вон я посылала цитату из воинского артикула, где "ускус, постеля и другие употребляемые к пище вещи"...
Так что Следственный комитет, думаю, привычен - часть личной переписки с пожилыми родственниками, к примеру, ведется именно так, думаю, управляющие из имений пишут в примерно так же...

Date: 2014-01-29 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
"Хотя тоже не всегда - иногда в "Собрани" иногда "в Собрании""

Нормально :) У Миши тоже в острые периоды дисграфии были "Майтемо" и "Маетимо" в соседних предложениях :)))

Date: 2014-01-29 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
Но Чичиковские души тоже были формально живые - по ревизским сказкам :) Вроде как единственное, что можно было сделать с такими душами, чтобы обогатиться - это их заложить. Потому что любой покупатель таки поинтересовался бы фактическим наличием.
Забыла реальный комментарий к "Мертвым душам" :(

Date: 2014-01-29 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] arkthur-kl.livejournal.com
Я больше не буду утверждать, что гэбня их не пытала. В данном случае пытала явно, вынуждая писать буковы!

Date: 2014-01-29 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] arkthur-kl.livejournal.com
Офф
Я прочел ксерокс про Рылеева и, чтобы не тянуть, готов к обсуждению. Когда будет удобно? Пишу у Раисы, чтобы просто не дублировать комментарии.

Date: 2014-01-29 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
так ведь тут кто еще кого пытал :)) по-моему тут главное страдательное лицо - Следственный комитет, которому приходилось это читать :))

Date: 2014-01-29 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
*** на игре троллить таким следственный комитет не надо
(мрачно) Кто будет писать так на игре, тому я лично буду разряд прибавлять (или наоборот, убавлять - ужесточать, короче) - с формулировкой "издевался над Следственным Комитетом".

Date: 2014-01-29 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] arkthur-kl.livejournal.com
Зачтем следствию производственную травму?:)

Date: 2014-01-29 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Ну хочешь в выходные попробуем. Или пусть Натали предложит время и место, если она хочет присоединиться.

Date: 2014-01-29 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] odna-zmeia.livejournal.com
Если со мной, то в выходные я не смогу, можно на следующей неделе после работы, вроде бы пока, кроме среды, ничего толком не занято.

Date: 2014-01-29 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] odna-zmeia.livejournal.com
Этот явно закладывал по большей частью живые.:) Причем полученные за них деньги уже проел, да так, что завел еще плюс 60 тыс. долга.:)

Date: 2014-01-29 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] odna-zmeia.livejournal.com
Нет, Лю, не совсем так. Они живут в стране, где большинство просто неграмотны, а грамотные как раз грамотны по-разному, но не так. "Артикул" написан в начале 18 века, там еще совсем другой язык, их и сравнивать трудно, и Следственный Комитет к такому все-таки непривычен.
Есть специфическая женская неграмотность, когда хорошо и бегло пишут по-французски и очень неграмотно - по-русски, потому что письменному русскому девочек за ненадобностью практически не учили. Когда, скажем, Варвара Барятинския или Елизавета Ивановна Пестель переходят на русский, они начинают писать "фонетически", но мужчин учили, и пишут они не так. Так даже управляющие из деревень не пишут, если они не дисграфики.:)

Date: 2014-01-29 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] arkthur-kl.livejournal.com
Может быть, в следующую пятницу?

Date: 2014-01-29 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] odna-zmeia.livejournal.com
Если Раиса не против, почему нет?

Date: 2014-01-29 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] fredmaj.livejournal.com
Райк, если что - я, вообще-то, грамотно только с автопроверкой ворда пишу:-(...

Date: 2014-01-30 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Я не могу по пятницам (или могу очень недолго), потому что в девять вечера у меня урок, мне нужно к девяти вернуться домой.

Date: 2014-01-30 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
в пятницу могу только с шести до восьми вечера, к девяти мне нужно быть дома.

Date: 2014-01-30 01:41 am (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
ну ты наверняка пишешь не ТАК :))

Date: 2014-01-30 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] hildae.livejournal.com
Разрешили бы ему уже писать по-французски в целях самосохранения.:-)
Или не спасло бы?

Так трогательно видеть, как они иногда в сложных ситуациях просто-таки падают во французский...

Date: 2014-01-30 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] hildae.livejournal.com
Произвол.:-)

Date: 2014-01-30 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] arkthur-kl.livejournal.com
О нет, в субботу тоже не смогу, смогу только не раньше вторника 11 февраля, к сожалению
Edited Date: 2014-01-30 01:41 pm (UTC)

Date: 2014-01-30 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
ну типа оно не сильно горит, читай пока Гордина и разные мемуары.
Или можно попробовать все-таки в пятницу вечером на часок

Date: 2014-01-30 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Он самый, дорогой князь Сергей Григорьевич, для того мы тут и сидим :)

Date: 2014-01-30 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
вот я даже не знаю спасло ли бы :)
сам он показывает в анкете на вопрос "в каких предметах более совершенствовался?"
"Предметахъ Старался себя болши пригатовитъ, къ Математики и францускава яжика".
Но там же в формуляре написано , что грамоте знает "по российски по французски и по немецки"

Profile

raisadobkach: (Default)
raisadobkach

2025

S M T W T F S

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 7th, 2025 08:29 am
Powered by Dreamwidth Studios