Oct. 15th, 2016

raisadobkach: (Английский лорд тебе товарищ)
Кажется, православных и католических церквей в городе примерно поровну.
Самая старая церковь города - Коложская церковь (Бориса и Глеба), XII век.

DSC03085.JPG

Смотреть еще?.. )
raisadobkach: (Английский лорд тебе товарищ)
Лютеранский собор, тоже начало ХХ века.

DSC03151.JPG

Смотреть еще?.. )
raisadobkach: (девятнадцатый век 1)
Интересная вещь: складывается такое ощущение, что по крайней мере к 1871 году во Франции не только народ не боится революции, но и официальная власть тоже не очень сильно боится. Во всяком случае для всех сторон революция - это такой почти легитимный способ решения различных проблем.
Вот, например, как вспыхивает в Париже восстание 18 марта 1871 года, в результате которого была провозглашена Парижская коммуна.
Сначала парижан долго накручивают всеми способами (оскорбляют парижских депутатов в Национальном собрании, пишут в официальных газетах про то, что Париж всегда бунтует и что нужно покончить с этим гнездом мятежного разврата и так далее).
Затем одним махом объявляют о том, что заседания Национального собрания будут проводиться не в Париже, а в Версале (сначала-то они в связи с военными действиями проходили в Бордо, но когда нужно было уже перевозить ассамблею, то она переехала не в Париж) - чем страшно оскорбили всех парижан.
Почти одномоментно приняли несколько законов, резко ухудшивших положение жителей Парижа (напомню, только что пережившее голодную осаду и прочие ужасы войны; в городе у жителей толком нет ни денег, ни работы), а именно:
- отменили ранее введенные отсрочки по выплате арендной квартирной платы - тем самым почти все низшие слои и значительная часть средних слоев жителей фактически выбрасывалась на улицу
- отменили ранее введенные отсрочки по выплате долговых обязательства - тем самым значительная часть средних слоев, всех этих мелких торговцев, предпринимателей, более-менее крепких ремесленников, которые еще как-то дышали и рассчитывали подняться, выбрасывалась на дно
- отменили выплату жалованья части национальных гвардейцев - при том, что для многих это единственное средство существования и другой работы нет.
И как вишенка на тортике, за один день запретили шесть популярных оппозиционных республиканских газет - тем самым восстановили против себя значительную часть интеллигенции и средних слоев.
То есть одним махом восстановили против власти 80-90% населения Парижа, за исключением какой-то богатой верхушки.
И после этого послали войска отбирать эти злополучные пушки Национальной гвардии, которые были отлиты на народные деньги - деньги, собиравшиеся жителями по подписке во время голодной осады, и которые жители - не сказать, чтобы несправедливо - считали своей собственностью.
Результат известен.

Так может действовать либо клинический идиот, либо сознательный провокатор. Вот, например, когда Николай II 8 января 1905 года отдавал приказ стрелять в мирную демонстрацию - он явно действовал как идиот. То есть попросту ему не приходило в голову, что завтра народ восстанет - массовые революции случаются только во всяких безбожных Франциях, а не в России, где Православие-Самодержавие-Народность. В России народ не бунтует, максимум шайка отшепенцев. Это вот случай явного клинического идиотизма.
Но во Франции Тьер на идиота не похож - он похож на опытного неглупого гибкого политика, и он наверняка понимал, что если в стране за 80 лет произошло уже минимум четыре революции (последняя полгода назад), то вряд ли народ в очередной раз поведет себя как-то иначе.
И ему, судя по всему, очень хотелось и было очень выгодно спровоцировать еще одну революцию в Париже, раздуть конфликт до крайней точки - чтобы потом его жестко и показательно задавить и выступить в роли "спасителя нации" от красной заразы и поиметь с этого преференции. Преференции он в итоге и поимел - правда, не очень надолго, через пару лет либеральные республиканцы брезгливо решили, что пожалуй иметь настолько запачкавшегося в крови президента как-то некомильфо и тихо его ушли.

Но история показательная. Нет страха, никакая цена не кажется чрезмерной.
raisadobkach: (девятнадцатый век 1)
я тут недавно несколько раз написала о том, что идеи Прудона мне в целом нравятся. Между тем, в его идеях и высказываниях есть моменты, которые с сегодняшней точки зрения могут казаться не только странными и непонятными, но и прямо-таки отсталыми и реакционными. И это, в общем, к вопросу о том, что в любом случае нельзя тупо и механически тащить в двадцать первый век идеи середины девятнадцатого века, и многие вещи нельзя понять вне исторического контекста.
Ну это примерно как "почему Пестель в своей программе по польскому вопросу не учел мнение белорусского народа".

Так вот, любопытно, что Прудон и прудонисты выступают против женского труда. Женщине место дома, в семье, у домашнего очага, она должна заниматься воспитанием детей, в то время как для ее мужа будут созданы условия для пристойного заработка, способного обеспечить целую семью. Три "к", короче говоря. Ну разве что "кирхе", то есть церковь, из этой триады исключается, поскольку эпоха в целом в основном материалистическая (хотя сам Прудон - не атеист). Наемный труд, по их мнению, развращает и убивает женщину.
Как же так - спросят многие - вот так прогрессивный философ и общественный деятель? Ведь как раз примерно в это время начинается движение феминисток и суфражисток за женские права, за право женщины на труд и образование. А тут вдруг - сиди, баба, дома и не рыпайся никуда. Странное несоответствие. Из-за этого, кстати, на каком-то из конгрессов Интернационала марксисты поругались с прудонистами.

А ведь тут все совсем просто и понятно. Речь идет о разных женщинах. Первое поколение феминисток - это в основном образованные женщины средних классов (ну как в России Мария Трубникова, например - дочка декабриста Ивашева и Камиллы Ле-Дантю). Они мечтают о том, чтобы освободиться от семейной опеки, иметь финансовую независимость от мужа и семьи, право на высшее образование, возможность зарабатывать себе на жизнь интеллигентной профессией (стать, например, врачом, адвокатом, переводчиком). Это их такая прекрасная картина мира - из лона семьи к независимой профессии.
А прудонисты из рабочих секций Интернационала имеют дело прежде всего с совершенно другим кругом женщин. Они видят фабричную работницу, которая стоит в каком-нибудь красильном цеху по 14 часов в сутки, вдыхая ядовитые пары и убивая остатки женского здоровья, оставив при этом дома четверых некормленых и неухоженных детей, и в довершение являясь легкой добычей любого хозяина или цехового мастера. Вот поэтому они - против.

А как примирить эти две разные картины мира, люди еще не знают.
И это на тот момент практически едва-едва пересекающиеся круги. Ну из серии советских баб со шпалами на железных дорогах - почему-то советские женщины не были рады в массе своей такой форме равноправия.

Profile

raisadobkach: (Default)
raisadobkach

2025

S M T W T F S

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 04:08 am
Powered by Dreamwidth Studios