May. 2nd, 2016

raisadobkach: (Девятнадцатый век)
Вот, помнится, Любелия искала аутентичную музыку начала XIX века для игры "Петровский завод". А про Шимановскую-то все и забыли. И даже я не подумала, потому что была уверена, что от Шимановской осталась только личность, а никаких произведений сейчас и не исполняется.

На самом деле это была плодовитая композиторша, и одним движением руки удалось найти на ютубе довольно много современных записей ее произведений.

Вот, например:

Полонез фа-минор:



Читать далее?.. )

Музыка Шимановской сегодня не показалась мне слишком интересной - такая типично салонная музыка своего времени. Учитывая, что уже в эти годы начинал выступать Шопен - это, конечно, небо и земля.
Но как примета времени - вероятно, имеет право на свою нишу в истории и культуре.

Любопытно оказались вплетены в историю судьбы ее детей (близнецы Хелена и Ромуальд, 1811 года рождения и Целина, 1812 года рождения). Сын стал инженером, но прожил не долго - умер в 1840 году.
Две дочери оказались связанными с судьбами круга филоматов.
Целина Шимановская вскоре после смерти матери выехала в Париж и там в 1834 году стала женой Адама Мицкевича. Судьба этого брака оказалась трагической: спустя несколько лет с Целиной случился первый припадок безумия, которые затем повторялись на протяжении почти двадцати лет. Несмотря на это, в браке успело родиться шестеро детей, а Мицкевич все годы преданно возился с полубезумной женой.
Вторая дочь, Хелена, вышла замуж за Франца Малевского - сына бывшего ректора Виленского университета, одного из ближайших друзей Мицкевича. Про Малевского, сделавшего успешную карьеру в Петербурге, я рассказывала "от персонажа" на Петровском заводе - так что кто там был, Истарни, например - вспомнят эту историю. Вкратце, Малевский стал успешным чиновником Министерства юстиции, одним из ближайших сподвижников Сперанского в деле кодификации российских законов. На своем служебном месте, так сказать, он сделал немало полезного для страны. При этом - лояльный, успешный, осторожный - больше никогда не принимал участия ни в какой конспиративной деятельности. Однако известно и другое его лицо: этот преуспевающий петербургский чиновник не боялся переписываться и поддерживать связь с бывшими друзьями молодости, разлетевшимися по ссылкам и эмиграциям. И в течение многих лет оказывал негласную помощь и поддержку вдове Рылеева и его дочери - потому что очень хорошо помнил о том, что именно Рылеев когда-то одним из первых поддержал ссыльных юношей-филоматов в Петербурге.
raisadobkach: (Девятнадцатый век)
...или еще раз про удивительные судьбы и непридуманные квенты.

У этой истории есть много концов. Известно, что последним фаворитом Екатерины II был Платон Александрович Зубов, выходец из небогатого дворянского семейства. Стареющая императрица баловала и ласкала красивого юношу, сделала ему головокружительную государственную карьеру и наконец богато одарила его деньгами и землями в только что присоединенных землях, доставшихся Российской империи после разделов Речи Посполитой - в частности, на территории нынешней Литвы. Прочие приключения Зубова здесь упоминать не буду, о них достаточно написано в разных местах.
В 1821 году стареющий Зубов женился на Текле Валентинович - дочери небогатого виленского шляхтича. В собственности ее родителей было всего 30 душ крестьян (а у Зубова, между тем - около 100 тысяч). Зубов в это время жил в своем поместье в Рундале в Курляндской губернии (сейчас на территории Латвии) и имел там "род сераля; как только красавица ему надоедала, он ездил в Вильну, чтобы рекрутировать новую". Заприметив красивую Теклу Валентинович, Зубов своему управляющему привести её к себе в дом. Тот предлагал за обладание девушкой её матери огромное вознаграждение, но получил решительный отпор. Мемуаристы вспоминают, что будущая тёща князя Зубова «была тертый калач, она разочла, что сопротивление для князя вещь новая, что оно возбудит любовь, усилит желание обладать предметом, ему нравящимся». В итоге князь Зубов предложил Текле руку и сердце, одарил всё её семейство. Молодожёны поселились в Рундальском дворце, где княгиня Текла вскоре родила дочь Александру, умершую в младенчестве. Князь Зубов не дожил до её рождения трёх недель. В наследство молодой вдове досталось колоссальное состояние Зубова.Читать дальше?.. )

...И это, по сути дела, исключительно жизнеутверждающая история...
raisadobkach: (девятнадцатый век 2)
...я долго молчала, но когда в очередной раз наткнулась на какие-то патриотические тирады по этому поводу где-то в топе жж, наконец не выдержала и решила высказаться.
Речь, стало быть, о том, что злые поляки-русофобы сносят (то ли уже сносят, то ли объявили о том, что будут сносить) памятники советским воинам-освободителям. И как это ужасно и как пепел Класса стучит при этом в наше сердце.

У меня на этот счет есть несколько соображений. Разных. Я их перечислю.

1. Мне очень не нравится (я об этом уже писала) те ребята, которые пришли сейчас в Польше к власти. Ничего априори хорошего я от этой команды не жду и вполне допускаю, что некий неадекват там-таки зашкалил и на волне истерического духовного скрепконосительства с водой выплеснули или собираются выплеснуть энное количество младенцев. Это одна сторона медали. Но при этом я все-таки хочу конкретно знать, о чем там в действительно идет речь, а то у нас это как-то подозрительно передают: какой-то деятель якобы сказал, что то ли надо снести тысячу памятников, то ли уже принято официальное решение о сносе тысячи памятников, то ли уже снесли эти тысячу памятников? Так чего было то? Дайте, пожалуйста, точные ссылки, и желательно в оригинале. А то может получиться так, что ложечки нашлись, а осадочек остался.

2. Я как историк по образованию вообще не сторонник войны с памятниками. С моей точки зрения лучше было бы, чтобы вообще никаких памятников не сносили, так как любой памятник сам по себе - свидетельство исторической эпохи. Это, опять-таки, одна сторона медали. Но другая сторона медали - а может, поляки все-таки сами имеют право решать, какие и кому памятники они хотят видеть в своей стране? Может мы уже вспомним о том, что они не часть Российской империи, а независимое государство, и нравится нам это или нет, но они уж пусть ставят и сохраняют у себя то, что они хотят. Обижаться на это довольно-таки бессмысленно. Я уже говорила о том, что историческая память разных народов не всегда совпадает, не обязана совпадать и не нужно к этому непременно стремиться. Простой пример: для России Суворов - великий полководец, для Польши - жестокий завоеватель. Но вроде бы поляки никогда не устраивали компании протестов и не требовали уничтожить памятник Суворову на Марсовом поле в Петербурге? Было бы, наверное, странно, если бы потребовали. Ну вот и мы давайте не будем им указывать, что у себя ставить.

3. И по поводу разной исторической памяти. Нравится нам это или не нравится, но для поляков советские солдаты не стали освободителями и не воспринимаются в таковом качестве. Для них советский солдат ассоциируется с горечью и унижением сентября 1939 года, с Катынью, с кровавым поражением Варшавского восстания, с послевоенными репрессиями, с последующими сорока с лишним годами навязанного коммунизма. И здесь бессмысленно рассуждать о том, что совокупно от рук гитлеровцев погибло больше польских граждан, чем от рук советской власти. Я сама раньше так рассуждала. Но, увы, такие вещи не измеряются цифрами и процентами. Они измеряются эмоциями, а совокупный ущерб от войны и послевоенных событий и совокупная психологическая травма здесь оказались настолько сильными, что любые статистические подсчеты просто обесцениваются на фоне такой дырищи. Пост-военная травма здесь еще сильнее, чем в России. Например, в Чехии отношение к роли Советской армии уже несколько не такое, хотя здесь тоже 40 лет коммунизма и подавление танками Пражской весны изрядно попортили впечатление. Но все-таки не такое. А если вы приедете, например, в Норвегию - там советского солдата действительно воспринимают как освободителя (во всяком случае так было лет десять назад, когда мы там были), и понятно почему: советские войска туда пришли и оттуда ушли.

4. Ну и наконец, одно из самых главных. Речь идет не о захоронениях, а о памятниках. Под которыми никаких реальных могил нет и никаких реальных солдат не лежит. Сами же братские могилы на военных кладбищах - мне показывали в прошлом году - в идеальном состоянии, чистенькие, ухоженные. Польша в массе своей верующая, католическая страна, и осквернение могил здесь не почитается за добродетель. То есть, разумеется, встречаются вандалы - но не массово и не считается за норму. Могилы никто не трогает.

(На всякий случай: я уезжаю завтра рано утром и меня сутки не будет в сети, поэтому подключиться к дискуссии, буде таковая случится в комментах, смогу не сразу. Но банить набежавший неадекват я могу и с телефона)

Profile

raisadobkach: (Default)
raisadobkach

August 2025

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 18th, 2025 06:31 am
Powered by Dreamwidth Studios