
Некоторое время назад тут в ЖЖ в паре тредов упоминался роман Анатолия Рыбакова "Тяжелый песок". Я его читала лет в девятнадцать, брала книгу у знакомых.
И вот, вдруг увидела в книжном и купила, и перечитала, и мой ребенок не мог понять, почему мама плачет над книгой. И, однако же, в очередной раз убедилась в том, насколько по-разному можно написать о войне, о Холокосте, об уничтожении людей, как можно писать и как нельзя писать (вспомнилось опять, как смотрели фильм "Иди и смотри", с его бессмысленным физиологическим ужасом)... те, кто читал роман, должны понять, о чем я напишу.
"Тяжелый песок" - очень страшный роман. И вместе с тем это удивительно _светлый_ роман, возвышающий роман... наверное, отчасти потому, что весь сюжет пронизывает вот эта необыкновенная любовь большой семьи, любовь родителей рассказчика, от лица которого ведется повествование... и еще потому, что это рассказ не просто об уничтожении невинных людей, чудовищном и бессмысленном уничтожении, - это еще и рассказ о том, как эти люди _сопротивлялись_. Вся вторая часть романа - это, по сути своей, история _сопротивления_ - в основном малого сопротивления, в мелочах - но где-то там, за завесой истории, из этого малого сопротивления складывается большое. И потому, что автор показывает не просто ужас войны, а именно противостояние злу - остается такое светлое впечатление.
Если весьма среднему писателю Анатолию Рыбакову все-таки суждено войти в историю литературы, то он войдет в нее, несомненно, не нашумевшим на гребне перестройки романом "Дети Арбата", а именно с "Тяжелым песком".
(а вот его "пионерских" вещей я не читала... да и не хочу...)