raisadobkach: (Английский лорд тебе товарищ)
raisadobkach ([personal profile] raisadobkach) wrote2009-01-14 06:49 am

Ребенок второй раз перечитывает Приставкина...

"Ночевала тучка золотая..." - одна из лучших книг эпохи "перестройки" (собственно, одна из немногих по-настоящему запомнившихся с того времени книг).
Попробовала поговорить с ним об этом.
И вот что интересно: как выяснилось, вечный спор "либералов" унд "патриотов" на тему "чеченский террористов"/"героических борцов за свободу" и вообще вся основная сюжетная линия вокруг выселения чеченцев и их мести русским колонистам проходит практически совершенно мимо сознания одиннадцатилетнего ребенка.
Для него в его возрасте ГЛАВНОЕ в книге - история Регины Петровны, ее отношений с детьми и ее предательства. Почему она уехала? Почему Колька не смог ее простить? Простил или не простил ее под самый конец? - вот вопросы, занимающие ребенка. Он прочел книгу не как историю войны или историю межнациональных отношений, а историю о кризисе доверия. Доверия ребенка и доверию к ребенку. Что, в общем, наверное не удивительно: Кузьменыши в книге - его нынешние ровесники.

Мне кажется, это показательно. И должно многому научить родителей и взрослых, общающихся с подростками-максималистами такого возраста.

[identity profile] naishome.livejournal.com 2009-01-14 08:11 am (UTC)(link)
Какую ты мысль хорошую подала, надо Юре подкинуть эту книгу.
indraja: (laumutė)

[personal profile] indraja 2009-01-14 09:35 am (UTC)(link)
Мне ещё десяти не было. Для меня главное было отношения детей. Но обстановка - тоже. В обстановке было важнее всего, что война - это вот так страшно. Конкретные исторические обстоятельства не были самое главное, но это понимала, хотя и как-то по-своему, по-детски. Ведь читала практически тогда, не в обыкновенное время.

[identity profile] el-tigr.livejournal.com 2009-01-18 06:56 pm (UTC)(link)
Вспоминаю, как в этом возрасте (и позже) воспринимала книги. Мне кажется, что была сконцентрирована на конкретике - взаимоотношениях персонажей, обстановке, кто что говорит и кто что делает, и что бы дальше могло быть. А глобальные мысли как-то ускользали.