raisadobkach (
raisadobkach) wrote2005-11-12 06:07 am
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Хроника моего Зиланткона - 4
Я была единственной, кто оказался в состоянии встать и доехать к десяти утра до доклада Азрафэль по Сильм-экстримовскому Ангбанду. Собственно, сам доклад (в варианте дипломной работы, то есть несколько более подробный) я уже читала – в основном интересовало обсуждение. Впрочем, обсуждение не принесло ничего нового. Напрасно Азрафэль говорила, что никого не обвиняет; напрасно поясняла, что те примеры приведенных экспериментов, о которых она говорила, доказывают, что это не люди с одной стороны жестокие садисты, с другой стороны – дивные идиоты, что вся суть проблемы не в конкретных людях, а в смоделированной ситуации. Ангбандские техи встали в позу. Начал дядя Слава со своей изумительной репликой о том, что в Ангбанде курощали не людей, а эльфов (кстати, за три прошедших года я так и не поняла, почему же они не курощали людей – имея ввиду персонажей - и как это согласуется с текстом Толкина). Азрафэль пояснила, что всюду говорит об игроках, которые – как ни крути – все являются людьми. Потом дядя Слава ушел,а Никодим заступил ему на смену.
Среди прочего, сказанного Никодимом, удалось уяснить следующее:
- что те пять или шесть человек, которые получили тяжелую психотравму и вынуждены были в течение длительного времени лечиться у психологов и психотерапевтов, на самом деле должны быть благодарны игротехам Ангбанда за то, что те вытащили их проблемы наружу и показали им их истинную сущность, а что пошли к психологу – так сами идиоты, потому что психолог «их проблемы закопает обратно». И вообще пять-шесть человек – это не показатель.
- что все, кто попадал в Ангбанд, на самом деле сознательно или подсознательно стремились туда попасть (а если даже в дальнейших обсуждениях и отчетах говорили противоположное – то исключительно для того, чтобы показаться с лучшей стороны, или увидели, что в Ангбанде страшно, и поэтому сами забыли о том, как туда стремились). А если они не хотели попасть в Ангбанд, то должны были умереть на поле боя. А если не получилось на поле боя – то уж во всяком случае должны были помереть по дороге в плен. Потому что «мы их предупреждали, что в Ангбанде будет страшно, а они взяли и не померли».
- что он, Никодим, был инициатором идеи резать эльфам волосы, и ему, Никодиму, очень жаль, что эта гениальная идея не была одобрена остальными мастерами, потому что эльф за свои убеждения должен быть готов пожертвовать всего-навсего волосами.
- что по мнению ангбандских игротехов, достойно вели себя в Ангбанде в среднем не более десятка человек (впрочем, это совпадало и с данными Азрафэль, вот только выводы из этого факта делались разные), но на просьбу привести подробный пример достойного и адекватного поведения, Никодим и другие техи ответить ничего не смогли, только сообщили, что «неадекватных девочек выставляли из Ангбанда пачками».
- в заключение Никодим сообщил, что у 99% людей имеются некие скрытые застарелые комплексы, идущие с детства, и вот эти-то комплексы и вылезли у пленников в Ангбанде. Тут я поинтересовалась – правда ли, что он только что признал, что действительно эти люди, попавшие в плен в Ангбанд, не были какими-то особыми психами или идиотами, а были самыми обычными людьми (ну, 99%). – Так точно, - сказал Никодим. Тут я поинтересовалась, на каком же тогда основании игротехи Ангбанда (заметим, тоже с уверенностью попадающие в эти 99 процентов) взяли на себя роль психотерапевтов? (не будучи при этом профессиональными психотерапевтами, - добавила Кинн). На что Никодим снова ответил: «А мы их предупреждали, что у нас будет экстрим, так почему же они теперь жалуются».
И в заключение добавил классическое – поскольку основными оппонентами, кроме Азрафэль, выступали я и Кинн, то Никодим и другие техи не преминули заметить, что великий Ангбанд критикуют в основном люди, которые не были не только в Ангбанде, но и на самой игре.
На этом семинар закончился (по времени), и дискуссия переместилась в кулуары, где потом, как удалось выяснить у Кинн, народ еще доругивался, но в общем было уже все понятно. А я осталась на доклад Айни.
В связи с докладом Азрафэль мне была интересна еще одна вещь. Азрафэль говорила, что по данным проведенных экспериментов, в среднем около 20% человек сохраняют в сходных ситуациях (назовем их ситуациями «палачи и жертвы») свои базовые нравственные ценности и адекватное поведение. Так вот, вопрос мой заключался в следующем – что это за двадцать процентов людей и откуда они берутся? Либо у этих людей более четко и жестко сформированы те самые нравственные ценности и принципы – это один вариант (ценностная установка). Но Азрафэль считает, что этот фактор на практике не всегда имеет значение. Либо эти двадцать процентов людей представляют собой более сильный тип личности (не путать с первым пунктом – в первом случае речь идет о сформированных нравственных ценностях, во втором варианте – о типе нервной системы). Либо – третий вариант – этим людям известен (или они вычислили инстинктивно) некий правильный алгоритм поведения. Так вот, вроде бы по всем данным, нет никакой жесткой корреляции (во всяком случае она не выявлена) ни с первым, ни со вторым, ни с третьим пунктом. Неизвестно, как же все-таки правильно себя вести в аналогичных ситуациях (лично я думаю, что если речь идет об _игре_, то наиболее правильным будет выход из игры, но всегда трудно определить момент, в который нужно срочно выходить из игры, потому что дальше уже пути назад практически не будет. Если же речь идет о жизни, то…). Вообще не вступать ни в какое взаимодействие с «палачами»? Или как?... По всем складывающимся ощущениям, устоять в такой ситуации можно только случайно, а ведь это и есть самое ужасное.
И еще. В описанных ситуациях страдают, как ни странно, не только жертвы. Глядя на ангбандских игротехов, у меня создалось устойчивое ощущение, что наиболее пострадавшей стороной являются как раз техи, заигравшиеся «палачи». Настолько пострадавшей, что до сих пор, три года спустя, так и не понимают, что именно они в первую очередь пострадали.
(продолжение следует)
Продолжение
Основной задачей игроков, с которой мы по большей части не справлялись, было активно искать выход, за рамки и правила Ангбанда. Ориентироваться на оценку темных было нельзя. Большинство же пассивно следовало по пути вниз, вымощенному нашей гордостью, верой и достоинством. Что ж, это свойство человеческой психологии. Мы были не готовы с ним бороться.
Несомненная заслуга команды Ангбанда в том, что там действительно было плохо. Дело не в дожде, не в жажде и голоде. Дело в уже упоминавшейся обстановке абсурда, тьме, издевательски покалывавшей затылок и с радостным смехом набрасывающейся на искры доброты, жалости и милосердия, которые из нас высекали. Самым тяжелым было видеть, как ошибаются и падают те, кто рядом. Один за одним. Как признаются в ненависти к валар, как убивают женщин, чтобы получить свободу, как соглашаются считать себя такими же, как орки... Это подрывало веру не менее эффективно. Всякую ошибку доводили до сведения сородичей. Большинство расписывалось в собственной неполноценности на глазах других пленников.
Были и игротехнические накладки, что неудивительно, при таком объеме работ. Многих связывали "виртуально", и удивлялись бездействию. Где-то виртуально непрозрачные стены не брались в расчет. Мелочей было много, и толковались они, само собой, не в пользу обвиняемого. В таком случае отпущенный игрок не признавал за собой падения и горел недоумением и жаждой мщения за все издевательства.
На войне гнева часть эльфов с ожесточением рубила уже "мертвые" тела игротехников. А эльфийские идиотки пытались защитить Моргота от валар. Прошедший Ангбанд Гвиндор чуть было не стал новым темным властелином. Вот такая вот "победа добра".
Мои личные впечатления.
Я убедилась в беспомощности эльфов перед майяр. В том, что эльфы (в игре) не представляли из себя силы, из-за отсутствия нормального командования и организации. Мне было стыдно за то, что эльфы – такие, какими я видела их в плену. Мне было плохо от царящих кругом насилия, злобы и жестокости. От невозможности жить правильно. Я очень сильно сожалела о том, что мы ушли из Валинора, и признала мудрость и справедливость валар, которые нас отговаривали. Я отказалась от оружия, ибо перестала видеть смысл в этой войне. Война оказалась не более чем игрой Моргота, который с легкостью брал города и пленных, а потом отпускал всех на волю, чтобы игра продолжалась. Мне повезло – при захвате Химринга меня убили, и я смогла вернуться домой, в Аман.
Ненависть
Вот что я чувствую, когда это читаю.
Этим, как мне кажется, во многом достигалось переубеждение и унижение по жизни, а не по игре.
Re: Ненависть
Я осуждаю мастеров за сознательно некорректное поведение.
Но считаю эту игру весьма полезной, и, более того, думаю, что не побоюсь сыграть в нее еще раз.
Re: Ненависть
А вот неоперившихся подростсков жалко.
Да,
no subject
Но другие сравнения в голову лезут постоянно. Например, воспоминания Льюиса об английской закрытой школе - когда множество людей были уверены, что благодаря издевательствам над новичками те вырастут настоящими мужчинами. Или высказывания этого идиота-писателя, мол, ничего страшного в том, что над девочкой издевалась тренер нет - спорт любит сильных.
Не надо ставить экспериментов на людях - это хрупкий материал.
no subject
Вернее - только для добровольцев, и с возможностью выхода в любой момент.
Игроки не поверили предупреждениям, мастера не поняли, что не все добровольно _в это_ сыграют.
no subject
Слово экстрим можно по разному понимать. Кому-то переход на байдарках уже экстрим. А вот таких изощренных психологических пыток никто не ждал, похоже...
no subject
Большинство, добровольно пришедшее в Ангбанд, было крайне неадекватным. И пострадало от осознания своей неадекватности.
Другой вопрос, что тыкать человека носом - некорректно.
no subject
Тем более, если мастера заранее знали, что будет такое количество неадекватного народа и заранее собирались устроить им такой... адреналинчик.
Представляете: заранее зная, что человек не умеет плавать, столкнуть его в воду. А потом возмутиться: пока вся Одесса училась плавать, этот пижон учил английский язык. Ладно, воды нахлебался, зато жизненная школа.
А вы рассуждаете с позиции неплохого пловца. Ну да, спихнули меня в воду - можно выплыть.
no subject
Да, я пошла на корабль, умея плавать:) Но это никак не оправдывает тех, кто прыгал в воду с пирса, плавать не умея.
no subject
Наверное, поэтому:
Да, есть еще одна задача. Называется эффект сбывшихся ожиданий. В просторечьи - кабинет доктора Мазо. Я тут почитала из сетей ролевую прозу. Про эльфиков, замученных в Ангбанде. Смерть в трех томах! Так вот. О страшном. Читаю я эту прозу, и понимаю, что две вещи на свете одинаково привлекательны, одинаково скучны и одинаково бессюжетны - порнография и насилие. Нигде ничего не происходит. Работает швейная машина. Герои не изменяются, отношения не развиваются - меняются только позы и приспособления. И ВОТ ТАКИХ ЭЛЬФЕЙ У НАС БУДЕТ ВАГОН! И их не надо, на мой взгляд, обламывать. Пусть того, развлекутся. Это как с графом Толстым в молодости - пока не нагулялся, не взялся за вегетарианство и ум. Кстати, для общего представления могу выслать тебе часть вышеозначенной прозы. Узнай противника в лицо.
no subject
Я только недавно выкинула всю подборку отчетов с с-э. Там богато написано про наплыв.
no subject