raisadobkach: (Девятнадцатый век)
raisadobkach ([personal profile] raisadobkach) wrote2014-11-03 09:41 pm

О дозволенных родах занятий для государственных и политических преступников, Николаевская эпоха

Это, помнится, Больдог накануне игры вдруг вздумал спрашивать, "служили ли они все в ссылке чиновниками". Собственно, я больше для себя решила сделать такую небольшую табличку - структурировать информацию, которая довольно трудно извлекается из разных источников.

Итак, что можно и что нельзя (по закону! реальная практика, разумеется, вносила коррективы - о которых можно поговорить отдельно) и какие существуют различия в двух статусах, "государственные преступники" (еще раз напомню - это в основном декабристы, позднее петрашевцы + кое-кто еще по мелочи, вроде "сунгуровцев", "братьев Критских" и проч.) и "политические преступники" (в основном польская ссылка, но тут есть свои исключения - в частности, осужденные "по делу 14 декабря" члены Патриотического общества - Мошинский, Крыжановский и др., а также Петр Высоцкий, и еще несколько человек, осужденных Верховным уголовным судом - относятся к государственным преступникам; к "политическим" также относится недворянская ссылка - участники волнений в Новгородских военных поселениях и подобных)

Род занятий
Государственная служба (любая): запрещено
Преподавание (любое): запрещено
Врачебная деятельность: запрещено
(примечание: два предыдущих пункта нарушались чаще всего)
Литературные занятия (любые публикации своих сочинений, статей, переводов): запрещено
Занятия сельским хозяйством на выделенных землях: разрешено и поощряется.
Покупка земли сверх выделенной: запрещена.
Аренда земли сверх выделенной: с разрешения администрации.
Коммерческая деятельность, торговля, предпринимательство (кроме сельскохозяйственного): для государственных запрещено, для политических разрешено.
Служба, найм у частных лиц: для государственных запрещено, для политических разрешено.

Желающие могут дополнить (кажется, я что-то пропустила).

[identity profile] urfinwe.livejournal.com 2014-11-03 07:25 pm (UTC)(link)
То бишь декабристам оставалось лишь землю пахать?

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2014-11-03 07:27 pm (UTC)(link)
в общем, да. Именно на это система и рассчитывала.

[identity profile] glornaith.livejournal.com 2014-11-04 12:16 pm (UTC)(link)
А шансов публиковаться под псевдонимом, обходя запрет, тоже не было?

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2014-11-04 12:20 pm (UTC)(link)
Обходили и публиковались. Но редко, это было действительно сложно и рискованно, так что этот пункт жестче всего соблюдался, наверное.
Опять-таки в качестве регулярного заработка литературная деятельность в то время не особенно много и давала, так что это скорее вопрос личной реализованности, нежели материального существования.

[identity profile] aywen.livejournal.com 2014-11-05 04:33 am (UTC)(link)
Бестужев-Марлинский как раз так публиковался, кажется.

[identity profile] tin-tina.livejournal.com 2014-11-05 12:40 pm (UTC)(link)
А запрет на рисование - это только у Шевченко или же были и другие примеры?

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2014-11-06 07:08 pm (UTC)(link)
Прошу прощения, вчера не успела ответить, а вопрос на самом деле любопытный - но полноценного ответа я на него не знаю.
Начну с того, что я не встречала таких запретов среди _сибирской_ политической ссылки. Навскидку, на поселении многие декабристы зарабатывают рисованием - не знаю, официально ли это разрешено; теоретически вроде должно подпадать под запрет "частной коммерческой деятельности" - но на практике вроде бы никому из сибирских чиновников не приходило в голову запрещать. Николай Бестужев зарабатывал рисованием портретов (это не единственный его способ заработка, но существенный кусок), Петр Борисов зарабатывал рисованием акварелей - цветов, натюрмортов. Петр Громницкий в Бельском писал иконы для местной церкви (это только те, кто именно зарабатывал рисованием - а просто "для себя" рисовали еще многие, например из декабристов Иван Киреев рисовал). Из политических ссыльных известен случай Леопольда Немировского (осужден, кажется, по процессу Конарского - но точно не помню, текст статьи не под рукой). Немировский не только зарабатывал рисованием - но и был востребованным в Восточной Сибири преподавателем рисования. Хотя ссыльным официально строжайше запрещалось любое преподавание - но на педагогическую деятельность Немировского сибирская администрация благосклонно закрывала глаза хотя бы потому, что он учил детей всех крупных чиновников, включая генерал-губернаторское семейство :)
Что касается Шевченко. Я не шевченковед и, скорее всего, не знаю каких-то подробностей. Но это Оренбургская ссыльная линия - там вообще другие законы и порядки, не такие, как в сибирской ссылке. Я даже не уверена, относятся ли ссыльные в Оренбургском корпусе к государственным или к политическим преступникам, это вообще третий статус, отданные в солдаты административно (может быть, административно ссыльные?) или по решению военных судов. Тут еще надо разбираться, я специально не разбиралась, потому что там есть разные прецеденты - и по суду, и без суда. Я не знаю, насколько Оренбургская ссыльная линия подчинялась каким-то общим "ссыльным" законам, или там действовал исключительно внутренний военный распорядок. Однако Василий Перовский, тогдашний генерал-губернатор (бывший декабрист, член Союза Благоденствия) в принципе не был склонен особенно гнобить политических ссыльных, в частности, в 1833 году он замял историю с так называемым "Оренбургским заговором" - в то время как одновременно в Западной Сибири при тех же обстоятельствах (донос о том, что политссыльные готовят восстание и побег) в Омске раздули грандиозное политическое дело с человеческими жертвами. А Перовский просто слил дело и не дал ему хода.
Мне не очень понятно, как можно запретить ссыльному рисовать (не зарабатывать рисованием, а просто рисовать для себя; там же на Оренбургской линии есть одновременно с Шевченко Бронислав Залесский - и он вроде бы тоже художник и вполне себе рисует). Они ссыльные, а не каторжане - как минимум, им не запрещена переписка (и действительно мы знаем, что они переписывались), значит им не запрещено иметь у себя бумагу и письменные принадлежности (перья, карандаши), которыми можно хотя бы какую-то графику рисовать.
В общем, я в некотором недоумении - то ли это индивидуальный запрет, то ли особенная дурь в Оренбургском корпусе, о которой мне неизвестно?

[identity profile] tin-tina.livejournal.com 2014-11-06 07:13 pm (UTC)(link)
Большое спасибо! Шевченко запретили рисовать по личному распоряжению царя, так что Оренбуржская администрация здесь ни при чем. Она, наоборот, пыталась как-то смягчить участь ссыльного, добившись для него разрешения на рисование во время Кос-Аральской экспедиции.

Похоже, этот запрет был уникальным, причины его не понимал сам наказанный. Другое дело поэзия, но ничего предосудительного он не рисовал.

УПД - да, хранить при себе письменно-рисовальные принадлежности ему запрещали, другое дело, что даже непосредственные командиры считали этот запрет таким нелепым, что не особо настаивали на его выполнении.
А Залесского он сам учил рисовать.
Edited 2014-11-06 19:31 (UTC)

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2014-11-07 01:16 am (UTC)(link)
Это очень распространенная ситуация, когда центральная власть что-то запрещает или вводит какие-то нелепые правила, а местная администрация в целом хорошо относится к ссыльным и не особенно настаивает на выполнении всех нелепых правил и постановлений.
А Николай Павлович - он вообще такой, да. Казалось бы, вроде и по-человечески понятно, что человек мог обидеться на сатиру на свою жену - но уж очень он все делает мелочно и криво.