2015-06-13

raisadobkach: (Девятнадцатый век)
2015-06-13 07:02 pm

Разные отрывки, принесенные сегодня из библиотеки...

Мемуары М.П.Межецкого - русского офицера, участвовавшего в подавлении восстания в 1863 году в Литве
(Исторический вестник, 1898, номер 9).

Попались случайно (брала этот номер журнала с другой целью). Оказался очень любопытный текст - с массой всяких человеческих деталей и подробностей (с пророссийских позиций).

Вот, например (еще раз про синдром Жеглова)

"... я получил назначение в члены военно-судной комиссии... Первым почти делом, решавшимся в комиссии при моем участии, было дело о некоем Кучинском из местной мелкой шляхты. Вот в чем заключалось это дело. Еще летом в самый разгар мятежа в одно селение явился верхом вооруженный повстанец также из местной шляхты, бывший до мятежа волостным писарем, хорошо известный крестьянам этого селения. Повстанец гарцовал перед собравшимися мужиками на коне, когда к нему подошел один из крестьян, человек высокого роста и сильного сложения, и стал хвалить лошадь и обмундировку пана писаря; затем, вдруг схватил повстанца, субъекта довольно тщедушного, сбросил с седла на землю и моментально обезоружил, выхватив у него из-за пояса пару пистолетов и оторвав саблю; на требование его подать веревку, чтобы связать повстанца, никто из бывших тут крестьян не отозвался, и веревку подала родная сестра смелого жмудина... )

(Вот тут на днях у Ольги в жж был разговор на тему, зачем нужна художественная литература, и я опять сказала то, что повторяю в последнее время - ни один романист порой не в состоянии выдумать таких сюжетов, которые выдумывала сама жизнь. Посмотрите, вот один этот отрывок из мемуаров - готовый сюжет для фильма или повести, какие страсти и какие характеры).
raisadobkach: (Девятнадцатый век)
2015-06-13 07:09 pm

И о вреде пьянства, как всегда (отрывок из тех же мемуаров Межецкого)...

"... В Кейданы мы прибыли при наступлении темноты. Долго пришлось мне составлять и переписывать донесение о нашей встрече с мятежниками, так что я лег спать довольно поздно. На рассвете меня разбудил барабан; били тревогу. Было грязно, пасмурно, падал частыми, большими хлопьями снег. Части отряда быстро собрались и заняли назначенные им места; полковник, сопровождаемый мною, объехал войска; допросил казака, поднявшего тревогу; казак, видимо, с сильного похмелья, объяснил, что он отстал накануне от отряда и, подъезжая на рассвете к Кейданам, увидел идущую к местечку большую партию мятежников, сделал выстрел, на аванпостах произошла тревога, которую подхватили в самом местечке. Были посланы конные разъезды в окрестности... Однако нигде, ниоткуда не видно и не слышно было неприятеля. Истина обнаружилась потом. Казак обрел где-то в повстанческом скарбе бутылку рома, выпил ее, охмелел и, отстав от отряда, заночевал в поле недалеко от Кейдан. Утром с тяжелой от похмелья головой он приближался к местечку и принял мелькавшую между хлопьями снега городьбу за наступавших повстанцев. Рассказывали, что за эту тревогу, обеспокоившую усталый отряд, атаманы-молодцы (так донские казаки называют друг друга - примечание мемуариста) разделались с виновным по своему - ременными поводьями".
raisadobkach: (девятнадцатый век 1)
2015-06-13 07:23 pm

Запрещенная в начале ХХ века книжка о декабристах...

(Из статьи Л.М.Добровольский. "Запрещенные книги о декабристах" // Декабристы и их время. Л., 1951)

"... В конце декабря 1905 года в г.Владивостоке военными врачами М.А.Кудржинским и Ф.И.Поповым была составлена брошюра "Памяти борцов декабристов", изданная Союзом Союзов Уссурийского края. Подписи авторов были помещены в конце текста брошюры.
... По показанию на следствии врача Ф.И.Попова, история написания брошюры была такова:
14 декабря 1905 года в зале Общества изучения Амурского края в гор.Владивостоке врачом Кудржинским был прочитан доклад о декабристах. Присутствовавшие на докладе выразили желание издать особую брошюру о декабристах, собрав для этой цели деньги. Составление брошюры было поручено Курджинскому, последний в свою очередь привлек к этой цели и врача Ф.И.Попова. Брошюра была издана Союзом Союзов Уссурийского края и получила широкое распространение среди Владивостокского гарнизона и местного населения.
С наступлением реакции против авторов брошюры - Кудржинского и Попова - военным начальством было возбуждено судебное преследование. В обвинительном акте Приамурского военно-окружного суда по делу о младшем враче 32-го восточно-сибирского полка Ф.И.Попове отмечалось, что "брошюра эта в образных и доступных пониманию простолюдина выражениях излагает историю возникновения Союза Благоденствия, задачи, преследовавшиеся Союзом, стремясь вместе с тем доказать, что "пушечные выстрелы на Исаакиевской площади" "не пропали даром, разбудив русское общество и вдохнув в него желание дальнейшей борьбы".
Делая вывод о значении для России восстания декабристов, авторы брошюры выражали уверенность, что "святая кровь" пролита не напрасно: "тени замученных за любовь к народу людей всегда стояли укором перед общественной совестью", призывая народ к неустанной борьбе. Теперь "Когда после тяжелой восьмидесятилетней борьбы русский народ разбил наконец цепи самодержавия, остается лишь помянуть добрым словом славных борцов декабристов, подавших первый пример самоотверженной борьбы с тиранией, а имена этих мучеников за народную волю должны вечно жить в памяти русского народа".

К следствию был привлечен только военный врач Ф.И.Попов; что касается врача М.А.Кудржинского, то последнему удалось скрыться от вожбужденного против него уголовного преследования и он не был разыскан.
Дело было начато в Приамурском военно-окружном суде, а затем передано в Одесский военно-окружной суд, который 6 апреля 1909 года признал Ф.И.Попова виновным по выводам обвинительного акта... За написание брошюры о декабристах Ф.И.Попов был приговорен к лишению прав состояния - в том числе личного дворянства, звания лекаря, чинов, ордена и медали - и по исключении из военного ведомства к ссылке на поселение".

(вообще это сообщение тем любопытнее, что к началу ХХ века информация о декабристах в целом уже давно не была запрещена - к этому времени уже и куча мемуаров были легально напечатаны, и разных статей и исследований. Видимо, бедолага Попов просто попал в такой вот самый неудачный период времени)