2015-04-28

raisadobkach: (девятнадцатый век 1)
2015-04-28 08:42 pm

История семьи Высоцких и Князевых (продолжение)...

Продолжение истории семьи Высоцких, начало см.: http://naiwen.livejournal.com/1216124.html

...Итак, в 1863 году Константин Николаевич Высоцкий – сын (возможно, приемный) ссыльного Яна Высоцкого вышел в отставку. В эти годы он создает в Тюмени литературный кружок последователей Чернышевского: участники читали журналы «Современник» и «Отечественные записки», обсуждали произведения Чернышевского, Толстого, Тургенева. Вскоре, однако, кружок был запрещен полицией как «нигилистический».
Впрочем, через некоторое время бывший сын нищего политического ссыльного занялся предпринимательством и разбогател. В 1866 году Высоцкий открыл первую в Тюмени фотомастерскую, в 1867 году — первую литографию... )

После Октябрьской революции Князев перешел на сторону большевиков. Он познакомился с А. В. Луначарским, начал сотрудничать в "Красной газете" В. Володарского. В январе 1918 года "Красная газета" сообщила о желании "бывшего сотрудника буржуазной прессы Князева отдать свой талант на служение народу". Как отмечали в печати, «Князев первый вышел из рядов буржуазной печати и стал под красное знамя». "Пусть же его стих,- говорилось в статье "Интеллигенция и народ", - довершает победу восставшего народа, пусть поэт станет рядом с народным трибуном, с солдатом революции, с строителем новой жизни". ("Красная газета", 1918, 29 января). В «Красной газете» ежедневно появлялись стихи «Красного звонаря», песни «Красного поэта», беседы «деда Нефеда», фельетоны «Софронова внука из Великих Лук» (многочисленные новые псевдонимы Князева). Князев печатался также в газетах «Петроградская правда», «Северная коммуна», в сатирических журналах «Красный дьявол», «Гильотина», журналах «Красноармеец», «Красный командир» и др. Тогда же редактировал журнал «Красная колокольня», руководил стихотворным отделом «Красной газеты», выступал на митингах, участвовал в агитпоездках на фронт, там организовал фронтовую газету и «окопный театр».
За два года Князев пишет множество стихов и песен, в том числе знаменитую «Песню коммуны" – одну из любимых песен Ленина в этот период. На многолюдных митингах восторженно повторяли ее рефрен: «Никогда, никогда, никогда, никогда коммунары не будут рабами!»

Окончание: http://naiwen.livejournal.com/1217453.html
raisadobkach: (Помним)
2015-04-28 09:05 pm

История одной песни: В.Князев "Песня коммуны" ("Коммунары не будут рабами")

окончание истории семьи Высоцких-Князевых.
См.начало:
http://naiwen.livejournal.com/1216124.html
http://naiwen.livejournal.com/1217162.html

Птица вещая - троечка,
Тряска вечная, чертова!
Не смущаясь ни столечка,
Объявилась ты, троечка -
Чрезвычайкой в Лефортово...
(c)

...Выступления Князева проходили триумфально. В «Красной газете» 23 октября 1918 сообщали: «Аплодисментами был встречен пролетарский русский Беранже Василий Князев». «Богатырь Коммуны», «наш красный Беранже», «любимый пролетарский поэт», «талантливейший пролетарский поэт» — так называли его в газетах. Стихи из книг Князева «Красное Евангелие», «Красные звоны и песни» и др. перекладывались на музыку, переводились на иностранные языки. Только в течение 1918 «Красное Евангелие» выдержало 4 издания. В этой книге Октябрьская революция осмысливалась как давно предреченное новое пришествие Христа — Мессии, «искупителя», которого нужно встретить достойно его великой миссии. Но вместо скорбного Христа в «Красном Евангелии» появлялся Христос-бунтарь: «Очисти душу — и воскресни во имя Красного Христа!» Всего в годы Гражданской войны Князев издал 12 книг.

После введения НЭПа Князев отошёл от политической деятельности... )
Позже тот же Евтушенко в поэме «Братская ГЭС» пишет еще одну вариацию по мотивам того же текста, но уже с другими словами:

…Поднималась Шатура, Магнитка, Кузбасс, и буржуи затылки чесали…
Так за что же доносы писали на нас, в лагеря и в тюрьмы бросали?!
Но в тебе, Колыма, и в тебе, Воркута, мы хрипели, смиряя рыданья:
«Даже здесь — никогда, никогда, никогда коммунары не будут рабами!»
И во имя России и дальних Гренад против танков с крупповской маркой
шли в тельняшках с последнею связкой гранат, затянувшись последней цигаркой. Пусть над многими нет ни звезды, ни креста, — но полынью, бурьяном, хлебами повторяют они: «Никогда, никогда коммунары не будут рабами!»

(Вероятно, существуют и другие переделки этого текста - может, кто-то еще что-нибудь найдет)