taki_net: (russkie)
[personal profile] taki_net
Ну вот, прошло шествие "За свободу интернета". Тыщи 2 было, может с половиной, почти исключительно активисты, а не вольная публика (коммунисты, анархи, радикальные националисты, ПАРНАС), кроме них - заметная группа молодежи, персонально в защиту Богатова.

Из нового (впрочем, тенденция назревает давно) - в колонне националистов были лозунги по-украински, а среди речевок одна особо впечатляла:
-Свободу Марку Гальперину!
-Русские - вперед!
-Свободу Дмитрию Демушкину!
-Русские - вперед!
-Свободу Александру Белову!
..... и так далее.
beldmit: (Манул)
[personal profile] beldmit
Прочитал книгу Кита Лоу "Жестокий континент. Европа после Второй мировой войны".

Это неплохая книга на грани публицистики и истории, описывающая, как примерно до 1950 года устанавливался статус-кво во всей Европе. Депортации немцев, возвращение евреев и недружелюбный приём, обмен населением Польши и Украины, гражданская война в Греции, приход к власти коммунистов в советской зоне оккупации, провал земельной реформы в Италии, борьба с коллаборционистами — в общем, все основные сюжеты того периода.

Читать её надо, и она дополняет те же "Кровавые земли" до более всеобъемлющей картины.
mfrid: (Default)
[personal profile] mfrid
altay_2017_02

Въехав из Алтайского края в Республику Алтай, мы сначала поехали на Телецкое озеро: место знаменитое, как-никак. Однако тут было некоторое разочарование, причина которого вполне очевидна. Если кто-то вдруг собирается путешествовать по красотам Сибири, мой тому совет: сначала Телецкое озеро, потом Байкал, и никак не в обратном порядке. После Байкала главное впечатление, что «труба пониже, дым пожиже», хотя в общем да, симпатично.

Примерно тот же и результат сравнения Хужир vs. Артыбаш, — два поселка, основное занятие в которых сейчас — обслуживание туристов. Нижеследующие фото сняты «для фиксации картинки», художественная ценность ноль, да и насчет исторической не обольщаюсь. Но может быть забавно посмотреть, как потом всё изменится.

Красоты Артыбаша )

Снова воскресенье

Jul. 23rd, 2017 03:33 pm
silent_gluk: (pic#4742423)
[personal profile] silent_gluk
И снова сравнительно новое издание.



Обложка.


Читать дальше )

Итак, это:

Стругацкий А. Град обреченный / Стругацкий А., Стругацкий Б.; Серийное оформление и компьютерный дизайн Е.Ферез. - М.: Изд-во АСТ, 2016. - 544 с. - (Эксклюзив. Русская классика). - ISBN 978-5-17-097335-4. - 7.000 экз. - Подп. в печ. 2016.04.25. - Заказ 3636.

Содержание: Град обреченный. С.3-535.
Комментарии к пройденному: "Град обреченный" / Б.Стругацкий. С.536-542.

Текст стандартный восстановленный, обложка приятно незаезженная (хотя автора иллюстрации мы так и не узнаем).
silent_gluk: (pic#4742419)
[personal profile] silent_gluk
Вот уже некоторое время, как я таки прочитала сабжевую книгу. Если исходить из того, что хорошая книга - это та, которая заставляет задуматься (при этом не оговаривается, о чем именно задуматься - то ли оптимистично полагается, что о прочитанном, то ли и вправду неважно), то это книга хорошая - вот уже больше месяца я о ней думаю.

В оригинале она, между прочим, называется "A Slight Trick of the Mind" ("Уловка разума"). Почему название перевели именно так - не знаю.

Поскольку пересказывать современную не-жанровую литературу (а "Пчелы мистера Холмса" относятся именно к ней) - занятие неблагодарное, я стащу аннотацию с Фантлаба (где есть если не все, то многое):

Кончилась Вторая мировая война, но блистательный герой Конан Дойла — непревзойденный Шерлок Холмс — по-прежнему жив. Ему за девяносто, он обитает в Сассексе, занимаясь разведением пчел. В поисках редкого растения, по слухам, продлевающего жизнь, великий сыщик, невзирая на преклонный возраст, отправляется в побежденную, пережившую атомные бомбардировки Японию. Люди по-прежнему ждут от него чудес: только он способен объяснить пожилому японцу, почему и как пропал в Лондоне его отец полвека назад. Шерлок Холмс в романе Митча Каллина был и остается богом. Никому невдомек, что в слабеющей памяти рационалиста прошлое и настоящее, реальность и вымысел давно сплелись в причудливый узор, заставив его пересмотреть многие из своих прежних взглядов и вспомнить свою единственную любовь.
( http://www.fantlab.ru/work121070 )

Автор довольно последовательно гнет свою линию - и эта линия, в общем, наверное, таки имеет право на существование как философская теория, заслуживает она, наверное же, и воплощения в художественной форме, почему нет? Но странен выбор материала. Потому что, как я понимаю, она, каллиновская линия, как раз противоположна детективу. Детектив ведь посвящен - если в общем виде - восстановлению правильного и рационального миропорядка, возвращению к норме, к тому, что читатели признают правильным (или скажут: ну, тогда полагали так). Порок наказан, добродетель торжествует. Даже если преступник отпущен - в мире произведения от этого должно стать лучше, несправедливость этим не умножится, а уменьшится. Собственно, подозреваю, это то, что многих в детективе привлекает. У Каллина же мир исходно несправедлив... впрочем, не факт, что о нем можно говорить как о несправедливом. Скорее, как о бессмысленном. Да, события иногда связываются в причинно-следственные цепочки, но бессмысленно. Можно обсудить, почему то или иное произошло, но нельзя - зачем. Может, реальный мир и таков - этот вопрос сейчас вне нашего рассмотрения. Но мир произведений про Шерлока Холмса - точно был не таков. Ну и зачем?.. Разве что для... не то что эпатажа, конечно, но чего-то в этом духе.

И вообще есть у меня чувство, что книг написана в модном ныне стиле "весна не придет". Т.е. осень - вот она дана в ощущениях, за ней неизбежна зима, а вот весны и лета больше не будет... И кажется мне, опять же, что первичен был именно этот стиль (или авторская мысль), сюжет и антураж подбирались под них.

Что называется, поймите меня правильно. Если бы книга была бы написана, скажем, про бывшего полицейского инспектора Джона Смита - я бы и слова не сказала. "Так оно и было", хозяин, то есть автор, - барин. Но если автор берет чужого персонажа... Правда, тут мы вплотную подбираемся к вопросу фанфикшена и, что хуже, к философскому вопросу "что составляет личность"...

В общем, если переименовать главного героя... С другой стороны, если бы книга была про Джона Смита... Я не спрашиваю, стала бы я ее читать, ибо добралась до нее не как до фанфика по Конан Дойлю. Но стала бы я о ней думать второй месяц подряд?..
taki_net: (Sun)
[personal profile] taki_net
Полит жизнь разных стран в сравнении удобно представлять как матрешку.

0. Обладают ли люди вообще «первичной» свободой? Могу ли они «послать на букву Ж» хозяина и сменить его? Исторически большинство людей примерно до начала-середины 20 века этого не могли, но во многих обществах меньшинство было свободно (часто значительное меньшинство), они и были бенефициарами и операторами «политической свободы», и по мере распространения первичной свободы на более широкие слои населения – те естественно перенимали и политическую свободу, уже опробованную «высшими сословиями».
В России в течение довольно значительных промежутков времени этих свободных меньшинство не было вообще (17-18 вв, 1917-1980-ее гг), в остальные периоды ситуация была не сильно лучше, а русская культура в большой и уважаемой части (славянофильской и почвеннической) трактовала это отличие как БЛАГО И ДОСТОИНСТВО.
В постсоветский период в РФ социальная мобильность (реальная возможность смены «хозяина») ниже уровня западных стран ввиду монополизации, неразвитости малого и инновационного бизнеса, аффилиации олигархата и полицейско-карательных структур, затрудненности миграции (незнание иностранных языков и сознательный саботаж их преподавания, правовые препоны…)

1. Каков бы ни был правовой формализм «народовластия», ФАКТИЧЕСКИ вся полнота власти находится в руках правящих классов – министров, депутатов, судей, полицейских и военных. Единственное, что может обеспечить их готовность считаться с формальными нормами «вся власть принадлежит народу» - это БАРРИКАДА. Реальная или потенциальная. Иными словами, если народ не готов «платить наличными» (Клаузевиц: «бой – это платеж наличными»), рано или поздно до власть имущих дойдет, что раз именно им поручено толковать законы, то им и решать, кто тут народ и у кого вся власть. Чаще рано, чем поздно.

В успешных демократиях вся культура (и народная, И ОФИЦИАЛЬНАЯ) проникнута культом революции. Великой Французской и Американской, Пражской Весны и Великой Стачки в Гданьске, Первого и Второго Майдана… Да, в Британии с этим сложнее (ну так и потребовалось написать «Гарри Поттера», великую сагу о Сопротивлении и подполье), в Германии еще сложнее – но невозможно даже сравнить эту ситуацию с Россией. У нас дискредитированы все революции и всякое сопротивление режиму, и царскому, и советскому, и ельцинскому. Для большинства россиян они все или лохи, или бандиты. Редкие маргиналы героизируют кого-то одного, но поносят остальных. Попробуйте представить себе человека, который почитает или хотя бы уважает одновременно Перовскую, Сахарова и безымянного защитника Белого Дома в 1993 (ну или Масхадова). Да хотя бы двоих из трех.

2. Собственно уровень «формальной» (либеральной) демократии. Много внимания обращают на точность подсчета голосов, но гораздо важнее принцип свободы и равенства предвыборной дискуссии. Он обеспечивается, прежде всего, диверсификацией СМИ. В РФ СМИ практически полностью принадлежат либо государству, либо одной аффилированной с государством олигархической группе. Скажем, в Украине это не так, и результат налицо.
Отдельно заметим, что в РФ публичная власть практически полностью сосредоточена в руках одного человека, и средства централизованной пропаганды (так правильнее называть СМИ) решают задачу создания позитивного образа этого ЧЕЛОВЕКА (что позволяет обсуждать его личные качества, а не его политику, что было бы неизбежно в случае правящей партии).

3. Принцип уважения прав меньшинств, иными словами, «большинство имеет право не на всё». Где-то он зафиксирован конституционно, где-то действует по обычаю. В любом случае, суть этого принципа состоит в том, что сегодняшнее большинство может завтра передумать, и если сегодня гнобить значительное меньшинство, имеющее шанс завтра стать большинством, может прилететь обратка, поэтому если меньшинство заявляет о себе авторитетно – с ним надо идти на компромисс.

Инструментально это поддерживается системой торга или ВЗВЕШИВАНИЯ МНЕНИЙ. Простой пример: пусть в обществе имеется 10 актуальных вопросов и по каждому из них есть свое большинство (по каждому вопросу свое, частично пересекающиеся). Пусть мы с тобой, читатель – принадлежим к меньшинству по вопросу №7. Но нам очень хочется провести закон в нашей формулировке. Например, мы хотим отменить уголовную ответственность за инцест (и по опросам 90 процентов населения за сохранение ответственности, а только мы двое против). Как это сделать? Надо посмотреть, по каким вопросам 1-6 и 8-10 мы можем поменять мнение (они не слишком для нас важны, не так важны, как то, что невинных с нашей точки зрения людей сажают в тюрьму), И ТЕМ ИЗМЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ. Это может быть вопрос о выходе из военной организации НАТО, или о вступлении в ВТО, или о повышении школьного налога на 1 процент, или о снижении софинансирования медстраховки из бюджета на 2 процента. Может так оказаться, что для многих сторонников или противников НАТО, или борцов за школьный налог – их вопрос важнее уголовки за инцест (они в принципе за сажать, но не готовы платить за это школьный налог или терять выгоды от ВТО).

В принципе, ничего нечестного или антидемократичного в этом нет; в итоге все получают те результаты, которые для них БОЛЕЕ важны, но только результаты голосования по минимум двум вопросам окажутся не те, что были бы без такого «сговора». Но, еще раз повторяю, они БЛИЖЕ к тому, что люди СИЛЬНО хотят.
Остается вопрос – как это сделать технически? Как обеспечить, что люди будут доверять обещанию голосовать по договоренности? Во-первых, нужна КУЛЬТУРА ДОВЕРИЯ И КОМПРОМИССА, и тут уже есть трудности – как это обещал и выполнил? Лох и терпила. Он же УЖЕ свою часть выполнил, зачем ты выполнил свою, хотя юридически не был обязан? Мог же получить два выигрыша. Вот же смешные какие эти нерусские!

Ну и, даже и в бюргерской культуре, нужны механизмы, а то найдется такой… воспитанник высоко духовной культуры, и ему «пруха пойдет». К сожалению, этот механизм несовместим с референдумом – и слишком много людей должны договориться, и голосование зачастую тайное (почему тайное – отдельная проблема). Более или менее устоявшийся механизм – это парламент с партийной системой и ОТКРЫТЫМ (прозрачным для избирателей и коллег) голосованием.

Что также в России даже не обсуждается – все толковища идут про то, как бы выбрать президента получше. И голоса при этом посчитать до 4 знака после запятой…

* * *

Jul. 22nd, 2017 03:49 pm
mfrid: (Default)
[personal profile] mfrid
А на въезде в Республику Алтай, я считаю, надо поставить такой знак.

znak

Потому что вот весьма характерная картина.

altay_2017_01
mfrid: (Default)
[personal profile] mfrid
Краеведческий музей в Барнауле — очень старый, и в каком-то смысле является «музеем про музеи». Вход бесплатный, фотосъемка 50 р. Самая запоминающаяся часть — отдел природы с искусно сделанными чучелами. таксидермия )

Любимые мною макеты тоже вполне симпатичны. макеты — от скифского погребения до гидротехнических сооружений )

Как полагается, немного археологии, немного этнографии. Самое замечательное впечатление произвел зал про городской быт рубежа 19-20 веков — за счет сотрудницы музея, которая, увидев интерес, рассказала кое-что об экспонатах и даже завела патефон. Не знаю, кто пришёл в больший восторг, взрослые или дети.

barnaul_2017_km_16

+1 фото )
kelebril: (Default)
[personal profile] kelebril
Если вкратце: было жарко, особенно в метро, девица скандалила и одевалась не по погоде (небось потому и скандалила), музеи хороши, старой архитектуры, понятно, мало, в войну всё разбомбили, а вообще хорошо там, так бы жить и осталась. Предпочтительно в районе Грюневальд, где особнячки на зелёных участках. 8-) Фотографии бессистемные и немного, но воспоследуют. Не прямо щас.
taki_net: (Default)
[personal profile] taki_net
Мы тут играли в ЧГК, жаль,пакет уже был готов, и этот вопрос (я его придумал по дороге) не пригодился.

Внимание, вопрос! (название вопроса "Привилегированные конфессии").

В Болгарии священнослужители православной и мусульманской конфессий, и только этих двух, в ЭТОМ отношении приравнены законом к депутатам, чиновникам, судьям, прокурорам и издателям СМИ.

В КАКОМ?

(комменты не скрываются)
silent_gluk: (pic#4742421)
[personal profile] silent_gluk
Добила я наконец вторую (из встреченных мной) трилогию Дж.Аберкромби, "Первый Закон". В нее входят: "Кровь и железо", "Прежде чем их повесят" и "Последний довод королей", а сама она входит, как я понимаю, в огромный и не факт что дописанный цикл "Круг земной".

По тому факту, что я пишу о трилогии в целом (а не по посту о каждом произведении) можно сделать вывод, что вторая трилогия пошла не то чтобы лучше первой.

Некий фэнтезийный мир, в общем, довольно постапокалиптический (в смысле что некое разрушение устоявшегося порядка вещей произошло давно и с тех пор успел устояться - и как раз сейчас пробуется на прочность в очередной раз - новый порядок), похоже, все-таки не "наш-в-будущем" (хотя, конечно, описание действия Семени наводит на размышления), хотя параллели местами прослеживаются. Магия, маги, легенды... Люди, войны. Интриги. Как там говорилось в какой-то эпиграмме, про то, что открыты "на паразите паразиты"?.. Так с интригами примерно то же. Только в обратном порядке. И подозреваю, что до последней итерации дело еще не дошло, и магов тоже ждет сюрприз, аналогичный тому, что они (он, точнее говоря, я о Первом из магов) устраивали "обычным людям". И очень на это надеюсь. С другой стороны - а от кого?.. И не будет ли это тем самым призыванием дьявола, чтобы изгнать беса?..

Персонажи - разные и своеобразные. В какой-то момент каждого из них... ну, не то что ненавидишь, но испытываешь сильную неприязнь, в какой-то - очень даже понимаешь, в какой-то - сочувствуешь в какой-то - с удивлением осознаешь: а ты смотри, совсем не такой плохой, как казался...

Но почему же мне трилогия все же не понравилась?.. Может быть, слишком много "реализма" (АКА чернухи). Или интриг (которые тупой глюк воспринять не может). Или какая-то беспросветность мира - все и так не то чтобы хорошо, а будет не лучше...

Так что сильное у меня подозрение, что этими двумя трилогиями (раньше еще "Море Осколков" было) мое знакомство с творчеством Аберкромби и ограничится...
taki_net: (russkie)
[personal profile] taki_net
выпьем и снова нальем.

Мимо забитого народом, кучами семейств с детьми - болгарскими, русскими, украинскими, турецкими, немецкими... - варненского пляжа стремительно заходят в акваторию порта возвращающиеся с утренних занятий корабли, принимающие участие в учениях НАТО - британские и болгарские, польские и греческие, турецкие и итальянские. Не доходя входного канала, они резко сбрасывают ход и степенно, как какие-нибудь купцы, по указаниям портового диспетчера заходят в бухту и швартуются у стенки. Над всеми возвышаются модернистские фантастические надстройки красавца "Дункана" (по современной классификации дестроер, т.е. эсминец, но размерами превосходящий крейсера 2-й Мировой).

Я не люблю государство. Любое. Я не люблю военщину. Любую. Но -

там, где стоят караулом солдаты Агрессивного Блока - только там в Европе вольно звучит русская речь, на русского смотрят как на гостя и брата, и не надо умирать и становиться вдовами за то, чтобы отстоять эту речь, свободу и - извините - настоящий русский мир. Русский вольный мир.

Моряки, храните свои корабли!
tin_tina: (Default)
[personal profile] tin_tina
 Книжка більш-менш готова (даруйте, якщо знайдуться помилки розпізнавання, мені й так ледь очі на лоба не вилізли).
Читати і завантажувати можна тут

На всяк випадок - рік видання 1930, пізніше перевидавалася у "Літописі Червоної Калини", але не повністю та з іншою назвою, тож, думаю, жодного правопорушення немає.

Крім того, думаю, що на майбутнє оригінальний текст (Очерки народной жизни...) так чи сяк доведеться перекласти заново, а чому - поясню завтра. Наразі активно завантажуймо і читаймо.

tin_tina: (Default)
[personal profile] tin_tina
 Чергове оповідання, яке видалося мені цікавим і характерним:

XXXV. САНДЖАРІВСЬКІ ЧАРІВНИЦІ

Read more... )
 

Поскольку вчера...

Jul. 20th, 2017 10:54 am
silent_gluk: (pic#4742426)
[personal profile] silent_gluk
...по понятным причинам пришлось пропустить фотографию, она показывается сегодня. Какое-то розоцветное.

silent_gluk: (pic#4742423)
[personal profile] silent_gluk
Собственно, сабж - вот уже второй том Полного собрания сочинений Стругацких моно - наконец! - приобрести и в бумажном виде.

Вот здесь - http://litgraf.com/detail.html?book=1002 .

В том входят произведения 1958 года - известные как широко, так и не очень, а также публицистика, переписка и интересные комментарии - 702 страницы увлекательных материалов.

Напоминаю содержание:

Раздел I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Страна багровых туч
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Извне

ИЗ АРХИВА

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Гигантская флюктуация
Борис Стругацкий. Без повязки
Борис Стругацкий. [Стихи к фильму «Спутник»]

ВАРИАНТЫ РУКОПИСЕЙ И ИЗДАНИЙ

«Страна багровых туч»
«Извне»

Раздел II. ПУБЛИЦИСТИКА

ОПУБЛИКОВАННОЕ

Аркадий Стругацкий. Пьеса-памфлет Дзюндзи Киносита «Успение лягушки»

ИЗ АРХИВА

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Научная фантастика
Аркадий Стругацкий. Книги японских писателей
Аркадий Стругацкий. Японская литература в СССР

Раздел III. ПИСЬМА, ДНЕВНИКИ, ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Переписка, 1958
Борис Стругацкий. Письма супруге, 1958
Аркадий Стругацкий. Дневник, 1958–1959
Аркадий Стругацкий. Записная книжка, 1957–1958
Аркадий Стругацкий. Записная книжка, 1958
Борис Стругацкий. Записная книжка, 1958

Раздел IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

Необходимые пояснения
Комментарии и примечания
Библиография. 1958 г.
Указатель имен
Указатель заглавий произведений и их аббревиатур


Правда, у тома опять два недостатка: мягкая (зато стильная) обложка и цена - 19 долларов США, да еще пересылка... Но а куда деваться, с подводной-то лодки.
taki_net: (Default)
[personal profile] taki_net
Оригинал http://xgrbml.livejournal.com/405260.html

Жанис Липке (1900-1987) — латвийский праведник мира, спасший более 50 евреев из Рижского гетто.

Жанис был рабочим в рижском порту. С 1934 года и до самой смерти он жил на Кипсале (остров на Даугаве рядом с центром Риги); сейчас Кипсала — дорогой и пижонский район, но в описываемое время там жило много простых работяг.

Жанис вовсе не был рыцарем без страха и упрека. Например, документально зафиксировано, что, работая в порту, он «подрабатывал» контрабандой. Надо думать, опыт с тайниками и рассовыванием взяток сильно помог ему в дальнейшем. Сведения о политических взглядах Липке противоречивы. В некоторых источниках говорится, что он помогал коммунистическим подпольщикам в период диктатуры Улманиса; в русской википедии сказано, что 18-летний Жанис успел побыть красным латышским стрелком и даже охранял Ленина, но уж это, скорей всего, полная ерунда: по-латышски про Липке пишут, что он попросту прошел действительную службу в армии независимой Латвии, и в это как-то верится больше. Какие-то симпатии к коммунистам, видимо, все же были (см. ниже)Э и с советской властью он вовсе не боролся, но функционером компартии он точно не был.

После немецкой оккупации Риги, последовавшей 1 июля 1941 года, Жанис начал работать на складах люфтваффе, находившихся рядом с гетто; евреев из гетто пригоняли на эти же склады на работу. В конце 1941 года Жанис начал, пользуясь этим, евреев из гетто вызволять — первым был его личный знакомый, затем очередь дошла и до совсем посторонних людей. Технология была следующей: перед возвращением рабочей команды в гетто двоих человек подменяли на друзей Жаниса, евреями не являвшихся (охранники в то время перекличек не устраивали, а пересчитывали «по головам»); через некоторое время подставные лица спокойно выходили с территории гетто, предъявляя охране законные с немецкой точки зрения документы.

Для выведенных из гетто евреев Липке сделал убежище во дворе своего дома, под дровяным сараем. Там скрывалось 10-12 человек; остальных Жанис переправлял на свой хутор в Курземе (и соседние хутора). У этой истории был счастливый конец: все те, кого Липке обманом вывел из гетто, благополучно дотянули до конца войны, ни одно из убежищ не было обнаружено.

Разумеется, Липке, при его несомненном героизме, не мог бы все вышеописанное сделать в одиночку: у него было пара десятков помощников. Ну и кроме того, приходилось «договариваться» с местными чиновниками: кого-то он подкупал, кого-то и вовсе подпаивал... Так или иначе, повторюсь, ничего не раскрылось и никто не донес.

У Жаниса Липке было трое детей, дочь и два сына. Дочь после советской оккупации и последующей аннексии Латвии вступила в комсомол и, видимо, заняла там высокое положение: по крайней мере, после нападения Германии на СССР ее эвакуировали вместе с правительством Латвийской ССР. В 1947 году она погибла при неясных обстоятельствах (не связанных с политикой). Старший из сыновей Жаниса, напротив, в 1944 году пошел (я не смог понять, до какой степени добровольно) во вспомогательные части немецкой армии (именно вермахта, а не латвийского легиона); после войны он эмигрировал, осел в Австралии. Родителей пустили съездить с ним повидаться дважды, один раз Жаниса, один раз его жену Иоганну, в разные годы. Младший сын в годы войны был подростком, активно помогал родителям с убежищем.

После войны Жаниса некоторое время тягали в госбезопасность (в основном проверяли, бескорыстно ли он укрывал евреев); убедившись, что золота и драгоценностей у него действительно нет, его оставили в покое. Никакой всесоюзной знаменитости-героя из Жаниса Липке не сделали: он до пенсии работал шофером. Спасенные им люди его не забывали, слали ему поздравительные открытки, а кто уехал — и посылки с вещами.

Звание праведника мира Жанису присвоили в 1966 году, диплом он смог получить только в 1977 (во время поездки в Австралию к сыну).

В Латвии у Липке потомков не осталось; сейчас в его доме на Кипсале живет вдова его младшего сына. На доме мемориальная доска, но посмотреть на нее можно только издали. А рядом с этим домом в 2012 году открыли музей. Он хороший, будете в Риге — рекомендую сходить.

Profile

raisadobkach: (Default)
raisadobkach

July 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16 17181920 2122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2017 02:42 am
Powered by Dreamwidth Studios